В 1984 году, Бенджамин Блум опубликовал статью “Проблема двух сигм”10, сигмой обозначается стандартное отклонения. Суть статьи можно свести к следующему утверждению:
Персональное обучение в два раза эффективней чем когда один учитель обучает тридцать учеников.
Заявление из категории очевидного, однако исследование Блума затрагивало гораздо более фундаментальную проблему. Как повысить эффективность классического образования, которое доступно большинству школьников, студентов и профессионалов по всему миру? Какие инструменты и дидактические приемы могут позволить сократить разрыв. По мнению Блума, если ученик получает персональную, своевременную, а главное подбадривающую обратную связь, то качество его обученности в два раза выше чем у того кто учиться в группе из тридцати учащихся.
Наиболее наглядно это демонстрирует график:
При традиционном классе обучение проходит в парадигме “все как обычно”, в случае с поэтапным обучением, новая тема не начинается до тех пор, пока класс не продемонстрировал полное освоение пройденного материала. То есть если в случае переходного от темы тестирования, результаты ниже прогнозируемых, определяются подтемы, требующие дополнительного объяснения и только после успешной сдачи, учитель переходит к новой. Персональная инструкция является обучение один на один с учеником. Проблема, которую пытался решить Блум, заключался в том, что он искал комбинацию приемов, которые могли бы приблизить результаты обучения в традиционном и классе с поэтапным обучением к обучению один на один.
Справедливости ради, стоит отметить, что он и его команда нашли такой способ. Достигнуть близкий к желаемому результат можно через обучение детей навыкам рефлексии, анализа, наблюдения, экспериментированию с явлениями, сравнением изученного с ежедневным опытом и глубокой работой12 с учебными пособиями, а также поэтапным обучением. Однако как нам кажется при подобном подходе, несмотря на то, что качество обученности возрастает, вместе с тем удлиняется и время, необходимое для освоения новой темы. И вот на этом этапе персональной работы, раскрывается потенциал ИИ помощников.
Представим, что у каждого ученика на планете появился персональный, цифровой учитель, который может предоставить своевременную, детальную и качественную обратную связь. А каждый учитель получает доступ к цифровому ассистенту, помогающему с проверкой работ, подготовкой, а самое главное адаптацией под особенности группы материала. Повыситься ли качество обученности? Сможет ли подобная синергия, человека и машины добиться лучших результатов чем машина и человек по отдельности? Нам кажется что сможет.
Нейропомощник всем и каждому
Признайтесь честно, заинтриговала приставка нейро к слову помощник? Каждый раз как в разговоре с кем-либо попадается слово с “нейро”, ожидаешь историй успеха, успешности или успешного успеха. Потому что не может быть чего-то не успешного и обладающего приставкой нейро.
Нейроинститут – каждый выпускник, Королев, минимум. Нейрочтение – идеи автора сами в мозг просачиваются. Нейрологика – новый Сократ. Одно сплошное нейро. Смеем предположить, что прочитав оглавление, как минимум заинтересовались о чем тут могут написать. Но у нас все достаточно прозаично. Мы будем рассматривать способы превращения относительно “глупой” нейронной сети, во вполне сносного персонального помощника. Ученику он станет учителем, обучающим только его, как у Блума в проблеме персонализации обучения. А учителю заменит коллектив авторов, готовящих к публикации новое издание учебного пособия.
Нам для этого потребуется сравнительно малый набор мыслительных инструментов, промптов и поэтапных запросов. А также не одна, а сразу несколько нейронных сетей. ChatGPT, используем для широкого спектра запросов, как учеником, так и учителем. А twee.com окажется незаменимым помощник учителю английского языка. Perplexity.ai палочка-выручалочка исследователя.
Мыслительные инструменты
Как мы уже выяснили в первой части исследования, человек боится потерять контроль, каждый раз как речь заходит об ИИ. Однако по мнению исследователей, повсеместное использование ChatGPT, школьниками для учебы, молодыми учеными для научного поиска, учителями для проверки работ и подготовки материала, подтолкнет необходимость развивать навык обратного исследования11.
Он заключается в том, что пользователю нейронной сетью необходимо находить подтверждение представленных ей фактов, а также источники информации на которые она могла сослаться. Что в свою очередь крайне положительно скажется на умении формулировать запрос, промпт. Подбирать правильные ключевые слова, оценивать и сравнивать выданное нейронной сетью. Учащийся, в конечном счете научиться формулировать некоторую точку зрения, а учитель качественно подбирать материал для подготовки к занятию. Однако это все еще не мыслительные инструменты, а лишь один из множества. Барри Ричмонд выделяет до 7 мыслительных систем и научное мышление, частью которого является обратное исследование, лишь часть сложной комбинации3.