ИИ в деятельности ученика

В качестве демонстрации возможностей ИИ в деятельности учащегося, мы используем в качестве примера обучение английскому языку и ChatGPT. При этом не будем уделять много внимания наиболее очевидному использованию – переводу. Не подлежит никакому сомнению факт того, что большие языковые модели, нейронные сети переводят массивы текста значительно лучше, чем то сделали бы прочие онлайн переводчики и тем более человек13.

Расскажем небольшую, поучительную историю. В ходе очередной практики, будущие выпускники одного московского ВУЗа, были направлены в качестве переводчиков в фармацевтическую компанию. На тот момент была необходимость в переводе большого количества рецептур и описаний препаратов. “Опытная” команда из пяти недобакалавров, увидев гору текстовых файлов, решили оптимизировать процесс. Они привлекли себе на помощь DeepL, который, в принципе справился с задачей, не без сложностей, не без дальнейшего редактирования, но справился. На что работодатель, увидев, работу сказал новоиспеченным “оптимизаторам”. “Спасибо, мы думали в конце вашей практики предложить вам остаться работать у нас, но увидев как хорошо с задачей перевода справился цифровой алгоритм, решили вместо пяти переводчиков, нанять одного редактора”. Вот так и работает эволюция, можно и себя “оптимизировать” из профессии. Но вернемся к практическому использованию нейронных сетей в деятельности ученика.

Для сравнения, перевод тремя сервисами популярного перевода и ChatGPT фрагмента статьи Юваль Харари о взломе кода человеческой цивилизации:

[!quote]
Money, too, is a cultural artefact. Banknotes are just colourful pieces of paper, and at present more than 90% of money is not even banknotes—it is just digital information in computers. What gives money value is the stories that bankers, finance ministers and cryptocurrency gurus tell us about it. Sam Bankman-Fried, Elizabeth Holmes and Bernie Madoff were not particularly good at creating real value, but they were all extremely capable storytellers.

Yandex переводчик

Деньги тоже являются культурным артефактом. Банкноты — это просто разноцветные кусочки бумаги, и в настоящее время более 90% денег — это даже не банкноты, а просто цифровая информация в компьютерах. Что придает деньгам ценность, так это истории, которые банкиры, министры финансов и гуру криптовалют рассказывают нам об этом. Сэм Бэнкман-Фрид, Элизабет Холмс и Берни Мэдофф не были особенно хороши в создании реальной ценности, но все они были чрезвычайно способными рассказчиками.

Google Translate

Деньги также являются культурным артефактом. Банкноты — это просто разноцветные бумажки, а в настоящее время более 90% денег — это даже не банкноты — это просто цифровая информация в компьютерах. Что придает деньгам ценность, так это истории, которые нам рассказывают банкиры, министры финансов и криптовалютные гуру. Сэм Бэнкман-Фрид, Элизабет Холмс и Берни Мэдофф не были особенно хороши в создании реальной ценности, но все они были чрезвычайно способными рассказчиками.

DeepL

Деньги – это тоже культурный артефакт. Банкноты – это просто разноцветные бумажки, а в настоящее время более 90% денег – это даже не банкноты, а цифровая информация в компьютерах. Что придает деньгам ценность, так это истории, которые рассказывают о них банкиры, министры финансов и криптовалютные гуру. Сэм Бэнкман-Фрид, Элизабет Холмс и Берни Мэдофф не были особенно хороши в создании реальной стоимости, но все они были чрезвычайно способными рассказчиками.

ChatGPT

Деньги также являются культурным артефактом. Банкноты — это просто красочные кусочки бумаги, и на данный момент более 90% денег вообще не являются банкнотами — это просто цифровая информация в компьютерах. То, что придает деньгам стоимость, — это истории, которые рассказывают нам банкиры, министры финансов и гуру криптовалюты. Сэм Бэнкмен-Фрид, Элизабет Холмс и Берни Мэдофф не были особо хороши в создании реальной ценности, но все они были крайне умелыми рассказчиками.

Бесспорно, вопрос редакции перевода – дело исключительно вкуса, тем более и ChatGPT, на наш взгляд перевел не совсем корректно, каждому представленному выше переводу еще требуется усилия для полировки. Но в чем машина действительно преуспела, так это в способности объяснять. Вот лишь несколько примеров использования ИИ в роли персонального учителя.

Объяснение слова в контексте

Для демонстрации используется статья с портала ScienceDaily, “’Mind controlling’ parasitic worms are missing genes found in every other animal”14

Человек: Я не понимаю слово «bizarre» в следующем абзаце, объясни, пожалуйста: In a world full of bizarre animals, hairworms are some of the strangest: parasitic worms that manipulate the behavior of their hosts in what’s sometimes called «mind control.» A new study in the journal Current Biology reveals another strange trait shared by different hairworm species: they’re missing about 30% of the genes that researchers expected them to have. What’s more, the missing genes are responsible for the development of cilia, the hair-like structures present in at least some of the cells of every other animal known.

ChatGPT: Слово «bizarre» в данном контексте означает «странный», «необычный» или «причудливый». Таким образом, предложение можно перефразировать следующим образом:

«В мире, полном странных животных, головастиков (hairworms) являются одними из самых странных: это паразитические черви, которые управляют поведением своих хозяев, что иногда называют ‘контролем разума’. Новое исследование в журнале Current Biology раскрывает еще одну странную особенность, общую для разных видов головастика: оказывается, у них отсутствует около 30% генов, которые исследователи ожидали увидеть. Более того, отсутствующие гены отвечают за развитие цилий, волосковидных структур, присутствующих хотя бы в некоторых клетках всех остальных известных животных.»

Однако нам этого не достаточно, узнать смысл слова мало, нужно еще понять как оно используется в разных ситуациях или имеет ли иные контексты.

Человек: Скажи, пожалуйста, какие значение имеются у слова «bizarre«?

ChatGPT: Слово «bizarre» – это прилагательное на английском языке, которое используется для описания чего-то необычного, странного, эксцентричного или причудливого. Оно используется, чтобы указать на необычность или непривычность чего-либо, что выделяется из обычного, привычного контекста или ожиданий. Варианты значения слова «bizarre» включают:

  1. Странный: Относящийся к чему-либо необычному или неожиданному, что может вызывать удивление или смущение.
    Пример: He had a bizarre collection of vintage toys.
  2. Эксцентричный: Описывающий что-либо, что выходит за рамки обычного поведения или стиля.
    Пример: She always wears the most bizarre outfits.
  3. Причудливый: Указывает на необычные формы, детали или украшения.
    Пример: The artist’s paintings were full of bizarre creatures and landscapes.
  4. Фантастический: Используется для описания чего-либо, что кажется нереальным или вымышленным.
    Пример: The movie had a bizarre plot twist that left the audience stunned.

Слово «bizarre» относится к сфере визуального описания и эмоциональной реакции, которые могут вызывать необычные или нестандартные элементы, события или явления.

Мы можем попросить ChatGPT сгенерировать еще примеров по любому из значений, что с точки зрения обучения наиболее эффективно

Человек: Можешь составить больше примеров слова «bizarre» в значении: Причудливый: Указывает на необычные формы, детали или украшения.

ChatGPT: Конечно! Вот еще несколько примеров слова «bizarre» в значении «причудливый»:

  1. The architecture of the old castle was truly bizarre, with twisted spires and gargoyles that seemed to come to life. (Архитектура старого замка была поистине причудливой, с изогнутыми шпилями и горгульями, которые казалось, оживали.)
  2. She wore a bizarre necklace made of colorful feathers and vintage keys. (Она носила странное ожерелье из ярких перьев и старинных ключей.)
  3. The artist’s studio was filled with bizarre sculptures made of recycled materials, like old bicycle parts and broken glass. (Студия художника была наполнена причудливыми скульптурами, созданными из вторичных материалов, таких как старые детали велосипедов и разбитое стекло.)
  4. The costume designer created a bizarre outfit for the sci-fi movie, featuring glowing patterns and unusual textures. (Костюмер создал причудливый наряд для фантастического фильма с светящимися узорами и необычными текстурами.)
  5. In the art gallery, there was a collection of bizarre paintings that seemed to play tricks on the viewer’s perception of space and time. (В художественной галерее была коллекция странных картин, которые казалось, играли с восприятием пространства и времени у зрителя.)

Огромный потенциал системы ИИ скрывается в помощи с грамматикой и словообразованием, а именно подробным объяснением.

Объяснение грамматики

Тут следует уточнить, что объяснение и своевременная обратная связь, играют наиболее значимую роль в обучении. Чем полнее и оперативнее она предоставлена, тем скорее получится скорректировать действия и поведение. Современному учителю близко к невозможному предоставить комментарии на каждую неточность всем ученикам класса. Именно об этом писал Блум, когда размышлял над проблемой персонализированным обучения. А ИИ решает эту задачу крайне эффективно. Тут важен комментарий, что на момент написания умных цифровых ассистентов для ученика не то чтобы не существует, их весьма небольшое количество и из них, на наш взгляд можно выделать одного. Созданного Khan Academy умного ассистента Khanmigo15

Сложность, которая возникает при работе с подобными Khamingo умными машинами, кроется в необходимости проявлять волю. То есть ученик должен целенаправленно задавать вопросы, проверять ответы и формулировать собственное понимание. Что, давайте честно, не каждый взрослый и сформировавшийся человек способен сделать. Фокус, который исполняет Khamingo, в том, что он подталкивает ученика к поиску ответа. Не заставляет, а именно что подталкивает, формулируя ответ таким образом, чтоб ученику или было интересно, или необходимо решить ту или иную ситуацию.

Если же мы используем стандартную большую языковую модель, например ChatGPT, то необходимость проявить волю для обучения высокая. Для демонстрации мы возьмем написанный фрагмент на английском языке и попросим исправить ошибки. Оригинальный текст выглядит вот так, ошибки выделены:

Человек: Твоя роль «учитель английского языка», я ученик, который написал некоторый фрагмент текста, который тебе необходимо проверить. Проверь его пожалуйста, исправь ошибки и дай короткое объяснение каждому исправлению

In a world full of bizarre animal, hairworms are some of strangest: parasitic worms that manipulate the behavior of their host in what’s sometimes called «mind control.» A new study in the journal Current Biology reveals another strange trait shared by different hairworm species: they’re missing about 30% of the genes that researchers expected them to have. What’s more, the missing genes are responsible for the development of cilia, the hair-like structures present in at least some of the cells of every other animal known.

ChatGPT: Sure, I’d be happy to help you with the text! Here’s the corrected version with explanations for each change:

In a world full of bizarre animals, hairworms are some of the strangest: parasitic worms that manipulate the behavior of their hosts in what’s sometimes called «mind control.» A new study in the journal Current Biology reveals another strange trait shared by different hairworm species: they’re missing about 30% of the genes that researchers expected them to have. What’s more, the missing genes are responsible for the development of cilia, the hair-like structures present in at least some of the cells of every other known animal.

Explanation for each correction:

  1. «animal» should be pluralized to «animals» since «hairworms» refer to more than one creature.
  2. «strangest» is the correct form to compare hairworms with other animals, so «strangest» replaces «strange».
  3. «hosts» is used to refer to the organisms that the hairworms infect, so it replaces «host».
  4. «known» should be placed after «other» to form «other known animal» instead of «other animal known». It clarifies that cilia are present in other known animals.

With these corrections, the text is now accurate and grammatically correct! Great job on the original text, and if you have any more questions or need further assistance, feel free to ask!

Человек: переведи объяснение на русский.
ChatGPT: Конечно, вот перевод объяснения на русский язык:

  1. «animal» должно быть во множественном числе «animals», так как «hairworms» относится к более чем одному существу.
  2. «strangest» — правильная форма для сравнения hairworms с другими животными, поэтому «strangest» заменяет «strange».
  3. «hosts» используется для обозначения организмов, которых заражают hairworms, поэтому оно заменяет «host».
  4. «known» должно быть после «other» для образования «other known animal», а не «other animal known». Это уточняет, что у других известных животных также присутствуют цилии.

С этими исправлениями текст становится точным и грамматически правильным! Отличная работа с первоначальным текстом, и если у вас есть еще вопросы или нужна дополнительная помощь, не стесняйтесь спрашивать!

Человек: Расскажи подробнее почему: known» должно быть после «other» для образования «other known animal», а не «other animal known». Это уточняет, что у других известных животных также присутствуют цилии.
ChatGPT: Конечно, давайте разберем эту конструкцию подробнее.

В оригинальном тексте было написано: «the hair-like structures present in at least some of the cells of every other animal known.» Перевод этой фразы: «волосоподобные структуры присутствуют хотя бы в некоторых клетках каждого другого известного животного.»

Однако, с точки зрения английской грамматики, у нас есть такое выражение как «other known animal», которое используется для уточнения и ограничения группы животных, к которым применяется характеристика. В данном случае «known» — это прилагательное, которое указывает на то, что это «другое известное животное» и вводит ограничение на то, что речь идет только о тех животных, которые известны (известные в науке или обществе).

Если мы изменим порядок слов и напишем «other animal known» (другое животное, известное), это может смешать контекст и не даст той же ясности. В данном контексте важно подчеркнуть, что говорится о известных животных, у которых также есть цилии, и поэтому правильный порядок слов — «other known animal» (другое известное животное).

Таким образом, корректная фраза должна быть: «the hair-like structures present in at least some of the cells of every other known animal.» В переводе: «волосоподобные структуры присутствуют хотя бы в некоторых клетках каждого другого известного животного.»

Объяснение весьма общее, однако указывает направление дальнейшего поиска. Например, может быть непонятно какое изменение сделано в превосходной форме прилагательного strangest, ИИ добавил перед прилагательным артикль the, но при этом не дал пояснение почему так произошло, стоит его спросить об этом, то получим ответ:

Человек: Поясни правило, почему перед превосходной степенью прилагательного употребляется артикль the?
ChatGPT: Перед превосходной степенью прилагательных часто употребляется артикль «the» в английском языке. Это связано с определенностью конкретного объекта или группы объектов в предложении.

Правило употребления артикля «the» перед превосходной степенью прилагательного состоит в следующем:

Историю запросов, которые представлены выше, самостоятельно исследовать можно по ссылке: https://chat.openai.com/share/c8826f28-ae9a-499a-8aa9-449625548e09
А ознакомится с прочими способами создания ИИ ассистента из ChatGPT, в приложении №116.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *