Мы конечно, приведем примеры, использования искусственного интеллекта в пространстве класса или аудитории, в равной значимости учеником и учителем, но прежде чем показывать примеры и предлагать сценарии использования, необходимо обрисовать проблему образования в целом. Способы применения ИИ в данной области целиком и полностью обусловлены проблематикой. Технолуддиты, часто используют тезис, что ИИ подорвет доверие к образованию, однако мы предлагаем немного другую перспективу, техноевангелистическую:
Что случиться с образованием, если каждому ученику на планете предоставить доступ к умному, цифровому репетитору, а учителю к работающему на нейронной сети ассистенту, который помогает в подготовке и проведении уроков?
На наш взгляд произойдет взрывной рост качества обученности и скорость освоения базовых и продвинутых областей знаний. Математика, основы грамматики русского языка, гуманитарные, точные и естественные науки приобретут необходимый инструментарий, чтобы дотянуться до каждого ученика на планете. Станут, в какой-то степени универсальными.
Противоречивое предположение о том что важно
Зачем мы ходим в эту школу/университет?
С какой целью записались на курсы или повышаем квалификацию?
Ответ на этот вопрос породит еще больше вопросов, но наиболее интересный звучит так: что будет востребованным в будущем? К чему должна готовить нас школа и корпоративный университет? Попробуйте задать любой из вопросов профессиональному педагогу. Вряд ли в их ответе можно будет услышать, что университет и школа должна научить нас работать с дробями или брать интегралы, потому что это важно в будущем. Или то что знание произведений Чехова и Уайлда поможет устроиться на работу. Роль митохондрий в теле человека, как-то тоже остается неозвученной учителями, когда их спрашивают к чему должно готовить учащегося образовательное учреждение, неважно государственное или корпоративное.
Каждый учитель без исключения скажет, что наиболее важные навыки, которые будут востребованы в будущем это:
- Умение быстро и достаточно глубоко погрузиться в новую область.
- Думать системно и критично.
- Выражать себя логично и понятно.
- Быть этичным.
- Уметь работать в команде.
И множество других вещей, которые в традиционном образовании или никак не обучаются или весьма посредственно. Отсюда, на наш взгляд, возникает конфликт целей и средств обучения. Иными словами, проблема образования не в образовании, а в подходах применяемых в обучении. Чтобы рассмотреть проблему максимально всесторонне, нам, кажется, следует сформулировать определение того, что такое обучение.
Обучение сегодня имеет множество форм, от традиционного, получаемого за партой до профессионального, но мы хотим выйти за данные рамки и рассуждать об обучении как о некоторой системе со множеством тесно связанных подсистем[^3]. Еще в 1990 году Барри Ричмонд предположил, что обучение происходит на пересечении образовательного процесса, дидактических инструментов и парадигмы мышления.

Роль учителя в образовательном процессе
Очевидно, что образовательный процесс вбирает в себя некоторое множество элементов, от методических подходов активирующих в той или иной мере внимание, память, интерес учащихся до способа взаимодействия с учеником. На последнем и остановимся. На протяжении всей истории педагогики, роль учителя заключалась в передаче знаний, об этом говорит буквально все. Слова, произносимые во время урока и перемены, комментарии, пусть и в шутку, но отпускаемые в сторону ученика, организация пространства класса. Учитель – это источник знаний, он их передает, а ученики вбирают, по мере возможности и заинтересованности. Задача одного передать максимум за 45 минут, задача второго запомнить или записать максимум на 45 минут.
Учитель работает первым номером, наполняя класс материалом. Требуя от учеников, через какое-то время повторить то, чем они были наполнены, если они смогли написать тест или пересказать наиболее полно, значит справились, если нет, то это их проблема, которую нужно решить, по большей части самостоятельно. Когда учитель работает первым номером, предполагается, что учащимся нечего привнести в образовательный процесс. Ни поделиться опытом, ни знанием, ни мнением, за исключением редких случаев. Даже организация пространства класса подразумевает это, ученик видит или учителя или затылок впереди сидящего.

Как нам кажется, роль и место учителя в современном классе эволюционировала, учитель прошел этап “говорящей головы”, достаточно давно, но от старых привычек так просто не избавиться, а новые модели поведения еще не культивировались. Слишком мало времени прошло. Однако первый шаг, который поможет запустить процесс – учителю следует перестать воспринимать себя как единственный источник мудрости и знаний. Знания в 21 веке слишком быстро устаревают, мы не говорим о фундаментальных, а впервую очередь о понимании мира, характера взаимодействия, однако это не означает, что фундаментальные дисциплины, невозможно преподносить иным образом. Таким при котором ученик не только изучает что такое радиус и диаметр, но и понимает как этот радиус и диаметр используется за пределами искусственной среды класса, например при выборе колеса для автомобиля. Алексей Савватеев крайне эмоционально, но от этого еще прекрасней передал весь спектр чувств от подобной проблемы[^4].
Всем участники образовательного процесса, следует изменить убеждение, что знания получаются через усвоение материала, преподносимого кем-то. Мы считаем, что знания синтезируются через тесное взаимодействие ученика и учителя. Усвоение материала, преподнесенного в классе перестало быть важным с развитием информационных технологий и взрывного роста информации[^5].
Учитель перестал быть “знаниераздатчиком”, а ученик изменил роль со “знанияполучателя”, оба превратились в “знаниесоздателей” в разной степени. В современном, информационном обществе процесс познания происходит в момент деятельности[^6], совместного решения проблем[^7], обсуждения и обучения. Здесь присутствует существенное отличие от фронтального обучения, ученик является ведущим, а не учитель. Это он задает направление исследования, естественно под контролем учителя, который помогает и направляет, конструирует опыт и определяет деятельность в заданных рамках.
Естественно, базовые знания, без которых дальнейшее исследование мира невозможно, необходимо усвоить в традиционном стиле, таблица умножения, периодическая таблица элементов, правила грамматики. Они закладывают фундамент дальнейшего поиска. Учитель предоставляет материал, помогает избегать вредного, но не предоставляет подготовленного ответа, дает ученикам самим разобраться в проблеме. Его задача как архитектора создать ситуации при которых ученику не только необходимо найти решение, но и интересно это сделать[^7].

Учащемуся приходиться самостоятельно маневрировать в бесконечном информационном потоке, а учитель выступает в роли архитектора, которые строит среду, вдохновляет и поддерживает исследования. Его задача не только обеспечить материалом, но и направить, помочь избежать вредный контент. Вместо строгих инструкций и предподготовленного опыт, сформулировать вместе с учеником вывод или решение. Подходить к вопросу обучения сократически[^8], вместо ответов задавать вопросы, указывающие направление дальнейшего поиска.
Подход обучения при котором “учение первый” несете в себе как и риски, так и несравнимые преимущества перед подходом “учитель первый”. Когда ученик работает первый номером это требует усилий и решимости. Учителю придется оставить роль всезнающего гуру, а ученику взять ответственность за обучение. Обе роли вынудить исполнителей к сотрудничеству, а не возможной конкуренции при которой нет выигравших.
Однако не стоит забывать и факт того, что одного подхода во взаимодействии недостаточно, материал на котором происходит обучение не менее важен, мыслить невозможно научить без этого[^9]. Перед учителем стоит глобальная задача по адаптации материала под нужды ученических групп, что при наличии, например десяти классов в школе, делает подобную адаптацию близкой к невозможной. Отсюда и доминирует фронтальная форма обучения, у учителя не хватает сил и времени для осуществления этой работы.
Организация материала может принимать разные формы, от инструкций перед занятием, до объяснения того какое отношение новая тема имеет к уже пройденным. Какие этапы ожидают ученика этапы урока, а также какой ожидается результат. А перед учеником встает иная сложность, он разделяет внимание учителя с одноклассниками, что существенно снижает качество обученности и влияет на усвоение знаний.