Чтение. Как нужно читать и как можно «нечитать», но при этом становиться умным

Образование или развлечение

В прошлом разделе мы познакомились с ролью требовательного читателя и сравнили его с хорошим читателем. Образ требовательного и хорошего читателей, хоть и про одно и то же, но цели и задачи у них различаются. Цель хорошего читателя – вобрать максимальное количество букв, связать слова воедино и сложить из них некий набор образов, из которых он сплетет элементарную паутинку идей. Чтение требовательного читателя – это не сканирование букв с последующим словообразованием, а сложный процесс решения одной проблемы за другой, умелое манипулирование идеями, при котором паутинка превращается в некоторую ситуационную модель.

Все дальнейшие размышления и примеры касаются процесса “нечтения” требовательного читателя. Не ассоциируйте это с простым декодированием символов с бумаги. Если вы пропустили раздел, описывающий роль требовательного читателя, то настоятельно рекомендую вернуться и прочесть. Потому что все, что будет написано далее, касается именно процесса “нечтения” требовательного читателя.

Этот раздел книги наиболее важный; он посвящен пяти стратегиям чтения. Каждая из стратегий имеет свое место в арсенале требовательного читателя и играет определенную роль в процессе работы с текстом. В результате чтения этой части книги мы трансформируемся в требовательного читателя, умеющего читать как для образовательных целей, так и ради развлечения.

Работа с текстом – это процесс бесконечной череды решений: ради чего я взял эту книгу – для образования или для развлечения? Что я решил не читать, взяв какую-то книгу? Почему не стоит читать те, которые оставлены? Что, в выбранной книге, стоит прочесть в первую очередь, а на что не стоит обращать внимание? Взял ли я книгу, потому что сам выбрал, или потому что кто-то, когда-то посоветовал? Требовательный читатель работает с текстом, отталкиваясь от прикладного интереса, и именно прикладной аспект является ключевым при принятии решений о том, что не читать, а чему посвятить ограниченную энергию и ресурсы внимания.

Интересная книга или нет, в конечном счете, не имеет никакого значения. Финальным доводом в решении работать с конкретной книгой или нет является ответ на вопрос: поможет ли мне эта книга решить какую-то проблему или нет? Это и есть истинная причина чтения одного и нечтения другого.

Однако не стоит забывать про развлекательный и просветительский характеры чтения. Книги разных жанров решают разные задачи: какие-то образовывают, иные просвещают, другие развлекают. Содержание этой книги, которую вы читаете, образовательное. Я, как автор, решаю вместе с вами, как читателями, непростую педагогическую задачу: научить через текст работе с текстом.

Каждая книга имеет свое место и играет определенную роль в жизни читателя, особенно требовательного. Целью чтения нехудожественной прозы является образование и решение проблем. Художественная литература предназначена для развлечения. Труды по философии решают вопросы образования и развития умственных процессов высшего порядка. В нашей книге мы поговорим о том, как следует работать с текстами нехудожественного и художественного толка, разберемся в методиках того, как работать с текстом для образования и для развлечения и возможно посвятим немного нашего внимания тому как следует читать труды по философии.

Карта исследовательской местности

Аналогия с картами будет самым часто встречающимся явлением в этой и следующих частях книги. Хотя бы потому, что любой читатель, будь то тот, кто только научился читать, будь то хороший или даже требовательный, при чтении исследует что-то новое, прощупывает неизведанное и прокладывает себе возможные маршруты интеллектуального путешествия.

Я до сих пор помню свою первую книгу, букварь. На обложке большая буква А на синем фоне, с мальчиком и девочкой, пионерами, выглядывающими из-за граней буквы, а у их ног Незнайка с Буратино и кот, сидящий на перекладине заглавной буквы А. Знания из этой книги позволили мне понять, о чем говорят остальные книги: математика, русский язык, природоведение, биология, химия, история. Язык букв превратился в компас, который помогает ориентироваться среди множества книг, слов и идей.

Человек всю свою жизнь пытается исследовать пространство, в котором живет, составляет карты местности и продолжил картировать местность даже после того, как дотянулся до космоса. Нарисовав карту местности, исследователь приобретает крайне важное понимание окружающего его мира.

Процесс упрощения реальности и последующий перенос в письменную форму того, что наблюдается глазами, подразумевает переосмысление всей среды обитания. Нарисовать карту значит задействовать мыслительные процессы высшего порядка: умение наблюдать, размышлять над увиденным, экспериментировать с тем, что увидел, использовать личный опыт от экспериментирования в ежедневной деятельности, повторное наблюдение после экспериментирования, сравнение и запись собственного опыта.

Умение картировать территорию приводит к двум важным следствиям:

  1. Картограф учится использовать определенный язык, понятный тем, кто будет использовать карты в будущем.
  2. Приобретает интуитивное понимание пространства, позволяющее предугадывать, строить гипотезы, обладая минимальным для этого знанием.

Требовательный читатель исследует предметную область точно так же, как картограф исследует пространство. В отличие от хорошего читателя, который читает от корки до корки одну книгу, требовательный чтец сначала задает границы области, прочитав несколько книг и других источников. Получив некоторые очертания, карту области, он выбирает для себя наиболее интересные участки, которые изучает в достаточной для решения своей задачи мере и переходит к следующей части ранее нарисованной карты.

Карта читателя, конечно, не физическая карта, как например мореплавателя, а некоторый набор записей и размышлений, которые являются продуктом переработки определенного объема источников: книг, статей и других публикаций. “Рисовать” эту карту ему помогает набор инструментов, а именно разные стратегии чтения, о которых и будет дальнейший рассказ.

Начало интеллектуальной деятельности

Вы, скорее всего, помните историю, описанную в предыдущем разделе про студентов, которых я попросил начал думать, и куда их этот процесс привел. Поэтому не буду ее пересказывать, вместо этого повторю одну идею: любая интеллектуальная деятельность начинается не с записей, как писал Зонке Аренс1, а с переработки информации, результат этой работы как раз и будет перенесен на бумагу. То есть мы сначала читаем, потом думаем, а потом уже выносим на бумагу, что получилось.

Тем не менее образ чтения редко расценивается как нечто изнуряющее. Вместо ручки, бумаги, пометок на полях книги, воображение представляет пледик, камин, чашечку кофе с зефирками или кружечку чая с вареньем. Чтение видится как развлекательный процесс, чем-то напоминающий просмотр кинофильма. Кто-то рассказывает, а мы слушаем. Конечно, чтение может быть развлекательным, мы об этом поговорим. Более того обсудим как развлекательное чтение художественной прозы превратить не только в приятное, но и максимально полезный, образовательный процесс. Но сначала немного о том, зачем мы все-таки берем в руки книгу или что-то иное, содержащее в себе информацию.

Образование, просвещение, развлечение

Как мне кажется, мнение о книге не имеет никакого отношения к тому, почему эта книга оказалась в руках. То есть, причина, по которой книга оказалась в поле нашего внимания, не важна. Гораздо важнее понять, взяли мы ее в руки или «чтобы что». Мне представляется, что «чтобы что» лежит в области четырех категорий: прикладной или образовательной, просветительской или интереса, развлекательной и философской. Как я уже говорил, чтение – это непрерывный процесс решения череды проблем.

Прикладное чтение, которое я считаю чтением для образования, открывает перед каждым читателем возможность выбрать для себя предметную область, в которой он желает улучшить свое понимание. Научиться новым навыкам и даже освоить новую профессию, вернее, не профессию, а знания, необходимые для того, чтобы действовать в новой профессии со знанием дела.

Просветительское чтение становится таковым, когда мы берем книгу из интереса, а не из необходимости. Просвещать может как научно-популярная проза, так и художественная, и даже книги по философии. Материал можно и читать, и слушать, и смотреть в полглаза. Чем читатель занимается и что изучает, зависит от того, что интересно ему сейчас, без необходимости действовать на основе изученного материала.

Развлечение – доминирующая модель чтения. Часто прикладное чтение становится развлекательным, когда не умеешь «нечитать». Однако, если мы ограничим развлекательное чтение исключительно художественной прозой, то и это можно делать с высокой долей осознанности, при условии, что знаешь как. Исследовать мотивы персонажей, проводить аналогии с контекстом, в уме составлять схемы взаимоотношений и учиться тому же, чему и главные персонажи книги.

Если рассказывать про прикладное, просветительское и развлекательные модели чтения, нельзя не упомянуть о том, ради чего читаются труды по философии. У этих книг, на мой взгляд, две цели: просветительская и прикладная. Прикладной характер чтения выражен в специфической форме: для воспитания умственных способностей высшего порядка, о которых мы уже рассуждали на страницах этой книги. Ну а просветительская, потому что у каждого в жизни бывает этап, на котором необходимо “подумать”.

Предлагаю читателям вместе со мной проделать упражнение, составить список книг под каждую из категорий. Мой список книг изменяется от года к году, но существуют и универсальные рекомендации которые упоминаю независимо от того, что меня интересует.

  • Образование: Сергей Поварнин “Как читать книги”, Мортимер Адлер “Как читать книги”, Максим Дорофеев “Путь Джедая”, Дэвид Аллен “ГТД”, Зонке Аренс “Как делать полезные заметки”.
  • Просвещение: Кэролл Дуэк “Гибкое сознание”, Георгий Щедровицкий “Оргуправленческое мышление”, Дэн Норман “Дизайн повседневных вещей”.
  • Развлечение: Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”, Габриель Гарсия Маркес “Сто лет одиночества”, Эрих Мария Ремарк “На западном фронте без перемен”, Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
  • Философия: Уорд Фарнсфорд “Практика Стоицизма”, Платон “Диалоги”, Томас Слезак “Читая Платона”.

Если у читателя вдруг появится желание и силы немного подумать и составить свой список аналогичных книг, поделись им со мной и интернетом. Опубликуй где-нибудь, в социальной сети, в группе с друзьями. А если было сложно наполнить какую-либо категорию, то это прекрасный повод заполнить пробел, взяв за основу мои рекомендации или спросив у кого-нибудь.

Читательская воронка

Мы уже много рассуждали о том, что чтение – это сложный процесс, требовательный к возможностям читателя. В зависимости от степени развития читательских компетенций, освоение материала проходит эффективно или нет. На мой взгляд, самый ценный ресурс – это внимание. Требовательный читатель знает, на что стоит обращать внимание при работе с текстом, а что пропустить, отсюда и родился термин «нечтение». Внимание следует делать избирательным. Однако есть серьезная проблема, с которой сталкивается подавляющее большинство читателей: отсутствие понимания, куда его направить.

Эту проблему решает воронка внимания читателя, и, как любая из воронок, она начинает с большого объема и постепенно сводит все до тонкой информационной струи. На верхнем уровне воронки находится скимминг, или чтение по специфическому шаблону, за ним следует сканирование текста в поисках ключевых слов и конкретных решений. После того как мы отскиммили и отсканировали текст, мы можем начать процесс анализа информации. Анализ – это наиболее ресурсоемкий процесс, часто при чтении анализируется то, что следует пропустить, именно потому, что у нас ограниченные ресурсы, к анализу стоит относиться с особой осторожностью. После анализа идет еще один этап, спор с автором. Он не обязателен, но любопытен; у него есть своя специфическая роль в структуре воронки. Последним в этом списке будет развлекательное чтение, оно никак не встроено в воронку, но об этой модели чтения просто необходимо поговорить на страницах нашей книги, иначе рассказ про науку «нечтения» будет неполным. Освоение новой темы начинается с подбора литературы и источников информации, быстрого скимминга, анализа интересующих деталей и заканчивается предметным спором.

Предел «впихуемости» воронки

Предел нашей способности освоить максимально возможный объем материала кроется не в скорости декодирования символов с поверхности, а в умении читать с умом, которое начинается с умения ставить перед собой цель чтения. Попробуйте, ради эксперимента, ответить на вопрос: ради чего вы читали эту книгу до этого момента? Получилось сформулировать короткое, до семи слов предложение, в котором имеется действие, лицо, совершающее деятельность, и перспектива наблюдать результат в случае успешной реализации задуманного?

Я читаю, чтобы …, заполните пропуск своим продолжением.

Как мы уже говорили на страницах этой книги, чтение – это постоянный процесс решения проблем. Даже перед тем, как начать читать, мы решили уйму задач. Смоделируем небольшую ситуацию: у нас появилось желание разобраться в понятии «прокрастинация» и способах борьбы с ней. Какие книги и источники необходимо читать? С чего начать чтение того, что мы выбрали? С какой целью вообще заинтересовались проблемой прокрастинации и откуда появилось желание с ней бороться? Читая материалы, связанные с прокрастинацией, мы решаем проблему, просвещаемся или развлекаемся?

Предлагаю на моделировании не останавливаться, а пойти немного дальше, собрать источники и материалы, а чтобы было совсем полезно, то сделаем это с использованием доступных нейросетей, работающих с текстом и умеющих «искать» в интернете. Я использую нейросеть Perplexity.ai, однако количество доступных сетей растет с каждым месяцем, поэтому не исключено, что вы используете что-то другое, например, ChatGPT или Claude AI, а может к тому времени, как выйдет книга, что-нибудь, работающее на нейросетях, появится у Яндекса и Google. Для поиска я сформулировал следующий запрос: У меня есть проблема с выполнением задач, которые я сам себе ставлю и которые мне ставит руководство. Насколько понимаю, это явление называется прокрастинацией. Пожалуйста, помоги мне составить список книг, научных статей и интернет-публикаций, которые могут помочь изучить это явление и, возможно, найти способы преодоления.

В запросе специально смоделирована некоторая ситуация, она позволит подобрать более релевантный список источников. Первоначальный ответ содержал три книги, одну научную статью и одну интернет-публикацию. Мне кажется, это недостаточно, поэтому следующим запросом я попросил составить список из 10 книг, 10 статей и 10 интернет-публикаций. Результат все равно не удовлетворил мое желание в полной мере, но это уже то, с чем можно работать.

Книги:

  1. «Прокрастинация: почему мы всё откладываем на потом и как с этим бороться прямо сейчас» — Джейн Бурка (411 стр.)
  2. «Не мешай себе жить» — Марк Гоулстон о борьбе с разными проявлениями саморазрушительного поведения, включая прокрастинацию (224 стр.)
  3. «Атомные привычки» — Джеймс Клир, исследует психологию, привычки и мышление, лежащие в основе прокрастинации (273 стр.)
  4. «Психология лени и прокрастинации» — Светлана Посохова, доктор психологических наук (320 стр.)
  5. «Прокрастинация. Первая помощь» — Хенри Шувенбург и Таня ван Эссен, нидерландские психологи (112 стр.)

Научные статьи:

  1. «Прокрастинация в студенческой среде и методы её преодоления» — исследование прокрастинации в студенческой среде и методы ее преодоления.
  2. «Особенности выраженности прокрастинации у субъектов разных видов деятельности» — статья о различиях в уровне прокрастинации у специалистов разных сфер деятельности.
  3. «Феномен прокрастинации: современные исследования» — статья, посвященная теоретическому анализу феномена прокрастинации в отечественной и западной психологии.

Интернет публикации:

  1. «Интернет-прокрастинация: Как заняться делами, когда всё отвлекает» — статья, предлагающая советы психолога и технические средства для преодоления интернет-прокрастинации.
  2. «Прокрастинация. Почему мы всё откладываем на потом и как с этим бороться прямо сейчас» — книга, помогающая увидеть причины прокрастинации и предлагающая программу борьбы с ней.

Предположим, мы начинаем погружаться в тему, как нас учили в школе, то есть читать медленно и вдумчиво. Сколько времени и сил займет прочтение 1340 книжных страниц? Я даже оценивать не возьмусь – слишком много. Для того, чтобы понять, на что из списка выше имеет смысл тратить ограниченный ресурс внимания, а на что нет, нам поможет один из этапов скимминга. Мы создадим воронку, на верхнем уровне которой войдут все источники, указанные выше, а на выходе один, два или три тех, которые решают ту задачу, которую мы перед собой поставили.

До этого момента в этой книге было немного ссылок на научные публикации и авторитеты: мы не оперировали цифрами, не изучали результаты деятельности контрольных и экспериментальных групп. Как мне кажется, сейчас очень важно это сделать. На мой взгляд, со школьной скамьи нас учили работать с текстом некорректно. Возможно, сейчас что-то изменилось, и в современной школе перед тем как открыть новый раздел учебника по биологии или истории осуществляется предварительная работа с учащимися, но я сильно сомневаюсь. Предтекстовый этап работы с информацией наиболее важен: на этом этапе закладывается фундамент будущего понимания. Пропуская его, мы значительно снижаем читательский потенциал.

Ровно этому и посвящен следующий раздел. Перед тем как объяснить, что такое скимминг, я хочу познакомить вас с двумя научными работами и выводами, к которым пришли ученые. Одна из середины прошлого века, другая из начала этого; обе сходятся в одном: чтобы работать с информацией, нужно подготовить себя к ее восприятию.


Список литературы

1. 1. Ahrens S. How to Take Smart Notes: One Simple Technique to Boost Writing, Learning and Thinking – for Students, Academics and Nonfiction Book Writers / S. Ahrens, North Charleston, SC: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017. 176 c.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *