Цифровая интуиция

Если спросить игрока, после выигранной им партии о сделанном во время игры ходе, почему был сделан именно этот ход, часто в ответ можно услышать, “не знаю, мне показалось это верным” или “я так чувствовал”. Когда наблюдаешь за игрой AlphaGo складывается впечатление, что компьютер приобрел интуитивное понимание сложных аспектов игры го. Машина на “подсознательно-процессорном” уровне, фундаментально переосмыслила что такое преимущество в игре, какой должна быть сфера влияния после каждого сделанного хода, переоценила потенциал выставляемых камней и научилась играть достаточно агрессивно в тактическую фазу игры, при которой оппоненты ведут борьбу за одну клетку игрового поля. Остается только проверить способности программы в игре профессионалом.

Первой серьезной “жертвой” AlphaGo, стал чемпион Европы Фань Хуэм, второй дан. Однако уровень Фань, каким бы хорошим игроком он ни был не сравниться с профессионалами, воспитывающимися в Китае, Южной Корее и Японии. Чтобы действительно проверить предел возможности AlphaGO, команда Deep Mind, предложила матч из пяти игр, многократному чемпиону мира Ли Седоль. На момент матча с компьютером, Ли был непобедимым игроком. Если AlphaGo одержит победу над ним, то это станет очередной вехой развития компьютерных технологий и серьезный шаг к созданию полноценного искусственного интеллекта.

Эти технологии не только определят будущее развитие ИИ и компьютера, но и дадут надежду, что до скрытого от человека знания имеется шанс когда-нибудь дотянуться. Мы не будем в деталях пересказывать все пять матчей, в четырех из которых программа одержала победу на Ли, любой желающий может найти в интернет документальный фильм “AlphaGo — The Movie”, где в деталях рассказывается что такое го и как проходили матчи. Вместо этого мы сконцентрируемся на двух ходах, 37 и 78, один сделала машина, другой человек. Оба хода фантастически сложные и дают небольшое представление тому, чему может научить машина человека.

Мы возьмем на себя смелость и сделаем предположение, что именно ход 37 во второй игре и ход 78 в четвертой предопределили будущее развитие технологии ИИ, а также проникновение ее во все сферы деятельности человека, от медицины до работы с текстом. Ход 37 ошеломил лучших игроков по всему миру. Странный ход, который можно было легко признать за ошибку. Ли, при этом так не думал, ему потребовалось почти пятнадцать минут на ответ.

“Вчера я был удивлен”, говорил Ли Седоль, на конференции после поражения, “Но сегодня я лишился дара речи. Если взглянуть на то как играла машина, признаюсь, это было чистое поражение по моей части. С самого начала, не было ни одного момента когда преимущество в игре было на моей стороне”.

Го – это игра за территорию. Так думает человек, у машины на это совсем иное, если можно так выразится, мнение. AlphaGo не расценивает доску, камни, определенные позиции как отдельные элементы, а видит их как единое последовательное действие, которое необходимо для победы. Программе все равно какой счет, главное чтобы это была победа, именно это принесло в игру, которую несколько тысяч лет успешно играли исключительно люди, новую перспективу. Стиль, которым играет компьютер, совмещает в себе гибкость, открытость, но при этом в нем отсутствует существовавшие ранее убеждения и мнения авторитетных игроков о том какой ход лучше, а какой хуже. Ни один опытный игрок не будет играть на второй линии, например. Однако в одной из тренировочных игр AlphaGo посчитала что игра на второй линии важнее существующей практики и продолжила игру, которая привела к более выгодной позиции на доске.

Действия на доске, часто контринтуитивные, но сильные. Многие профессиональные игроки даже не рассматривали бы большинство из этих действий при которых AlphaGo удается создавать запутанную взаимосвязь различных групп. Эта связь получается настолько сложной, что ее практически невозможно сломать, кроме одного раза. Ход 78, в четвертой игре. Эта была последняя игра программы, в которой победу одержал человеческий разум и он принадлежал Ли Седоль.

Ли удалось, сделать игру настолько сложной, что компьютер “растерялся” и был в полной уверенности, что доминирует над человеком. Программа не смогла верно оценить последствия хода 78, что привело к дальнейшим ошибкам и в конечном итоге позволило человеку одержать победу. Один из миллиона игроков способен на такое. Ли Седоль удалось сделать невозможное, сделать единственно верное действие, шанс которого 1 из 10 000. Этим ходом он сделал невероятное, создал ситуацию, при которой холодный разум машины не смог корректно оценить ситуацию и сделать соответствующую оценку. Как репортеры называли это, Ли сделал “ход Бога”.

Я слышал крики радости, в момент когда стало ясно что AlphaGo проиграл игру. Мне кажется понятно почему. Люди чувствуют себя беспомощными и находятся в страхе перед машиной. Создается впечатление, что человек слаб и хрупок, а эта победа означает, что мы по-прежнему еще “можем”. Со временем, возможно победить ИИ станет непосильной задачей, но победа в этой одной игре оказалось достаточной. Одного раза достаточно.

– Ли Седоль, на конференции после выигранной партии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *