Дидактические основы воркшопа

Общее заблуждение, воспитанное в школе заключается в том, что книгу необходимо читать от корки до корки, предложение за предложение, абзац за абзацем. Однако существует иной путь, научиться читать. Искусство чтения – это комплексное умение, вбирающее в себя навыки предварительного анализа, прогнозирования, аргументирования и уже потом чтения [1].

Чтение – это не более чем механическое действие распознавания слов за буквами, а предложений за словами. Этого как оказывается недостаточно в современном мире, в котором информация, буквально атакует со всех сторон. Публикации в блогах, статьи на популярных сайтах, авторские мнения на личных страницах, посты в социальных сетях, научные публикации и уже в конце только книги. До фундаментального знания не просто дотянуться и оно в последнее время значительно обесценено. Причиной тому стала нехватка времени, не умение работать со сложной, системной информацией и отсутствие навыка переработки информации в знание [2].

Умение вести записи по прочитанной информации существенно упрощает процесс переработки последней в знание, однако это умение так же как и чтение комплексное и состоит из ряда навыков. С дидактической точки зрение наивно полагать, что вести заметки о прочитанном просто. Записи, которые мы так или иначе делаем, безвозвратно оседают в приложениях и становятся цифровым кладбищем “умных мыслей”. Умение заметковедения включает в себя: навык переработки информации, навык декомпозиции информации, навык перефразирования мыслей автора в собственные, навык поиска связей, навык построения информационной архитектуры и навык презентации.

Ключевым навыком, без которого ни один другой не имеет смысл, является чтение. Однако и тут не все так просто, как уже сказано выше искусство чтения – это умение. Умение выбрать что читать и как читать. Не всякая книга требует к себе того внимания которое ей уделяется и чтобы понять та ли эта книга, имеется ряд стратегий чтения: просмотровое, аналитическое, синтопическое [2], символическое [3].

Освоению всех стратегий чтения необходимо посвятить немало времени. Однако это на самом деле не требуется. Достаточно освоить стратегию просмотрового чтения, чтобы комфортно и быстро перерабатывать книги. На книгу средней сложности объемом 200-250 страниц обычно уходит не более двух часов, без существенной потери качества. Причиной тому являются некоторые тонкости написания нон-фикшн прозы. А именно цикличность структуры материала. Первая глава – проблема, последняя глава – решение. Первый абзац (страница) главы – проблема, последний абзац (страница) – решение. Первое предложение абзаца – проблема, последнее предложение абзаца – решение [1].

С методической точки зрения существует определенная серия упражнений, которая раскрывает книгу при ознакомительном чтении на достаточном уровне, чтобы понять о чем она. Что пишет автор, какие доводы и аргументы приводит и сформировать персональное отношение к прочитанному [4]. Включает оно в себя пять этапов: 

  • Чтение предисловия.
  • Чтение заключения.
  • Чтение оглавления.
  • Выделение наиболее интересных глав, и предугадывание логики автора.
  • Чтение.

Продуктом просмотрового чтения является серия заметок, раскрывающие проблематику, затрагиваемую автором, способы решения предлагаемые автором и личное мнение касательно написанного.

Список литературы

1. Adler M. J., Doren C. V. How to Read a Book: The Classic Guide to Intelligent Reading / M. J. Adler, C. V. Doren, Revised edition-е изд., New York: Touchstone, 1972. 426 c.

2. Ahrens S. How to Take Smart Notes: One Simple Technique to Boost Writing, Learning and Thinking – for Students, Academics and Nonfiction Book Writers / S. Ahrens, North Charleston, SC: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017. 176 c.

3. Foster T. C. How to Read Literature Like a Professor: A Lively and Entertaining Guide to Reading Between the Lines, Revised Edition / T. C. Foster, 2nd edition-е изд., New York, NY: Harper Perennial, 2014. 336 c.

4. Искусство спора. Как читать книги — Сергей Иннокентьевич Поварнин АСТ-е изд., Москва:, 1924. 230 c.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *