Общее заблуждение, воспитанное в школе заключается в том, что книгу необходимо читать от корки до корки, предложение за предложение, абзац за абзацем. Однако существует иной путь, научиться читать. Искусство чтения – это комплексное умение, вбирающее в себя навыки предварительного анализа, прогнозирования, аргументирования и уже потом чтения [1].
Чтение – это не более чем механическое действие распознавания слов за буквами, а предложений за словами. Этого как оказывается недостаточно в современном мире, в котором информация, буквально атакует со всех сторон. Публикации в блогах, статьи на популярных сайтах, авторские мнения на личных страницах, посты в социальных сетях, научные публикации и уже в конце только книги. До фундаментального знания не просто дотянуться и оно в последнее время значительно обесценено. Причиной тому стала нехватка времени, не умение работать со сложной, системной информацией и отсутствие навыка переработки информации в знание [2].
Умение вести записи по прочитанной информации существенно упрощает процесс переработки последней в знание, однако это умение так же как и чтение комплексное и состоит из ряда навыков. С дидактической точки зрение наивно полагать, что вести заметки о прочитанном просто. Записи, которые мы так или иначе делаем, безвозвратно оседают в приложениях и становятся цифровым кладбищем “умных мыслей”. Умение заметковедения включает в себя: навык переработки информации, навык декомпозиции информации, навык перефразирования мыслей автора в собственные, навык поиска связей, навык построения информационной архитектуры и навык презентации.
Ключевым навыком, без которого ни один другой не имеет смысл, является чтение. Однако и тут не все так просто, как уже сказано выше искусство чтения – это умение. Умение выбрать что читать и как читать. Не всякая книга требует к себе того внимания которое ей уделяется и чтобы понять та ли эта книга, имеется ряд стратегий чтения: просмотровое, аналитическое, синтопическое [2], символическое [3].
Освоению всех стратегий чтения необходимо посвятить немало времени. Однако это на самом деле не требуется. Достаточно освоить стратегию просмотрового чтения, чтобы комфортно и быстро перерабатывать книги. На книгу средней сложности объемом 200-250 страниц обычно уходит не более двух часов, без существенной потери качества. Причиной тому являются некоторые тонкости написания нон-фикшн прозы. А именно цикличность структуры материала. Первая глава – проблема, последняя глава – решение. Первый абзац (страница) главы – проблема, последний абзац (страница) – решение. Первое предложение абзаца – проблема, последнее предложение абзаца – решение [1].
С методической точки зрения существует определенная серия упражнений, которая раскрывает книгу при ознакомительном чтении на достаточном уровне, чтобы понять о чем она. Что пишет автор, какие доводы и аргументы приводит и сформировать персональное отношение к прочитанному [4]. Включает оно в себя пять этапов:
- Чтение предисловия.
- Чтение заключения.
- Чтение оглавления.
- Выделение наиболее интересных глав, и предугадывание логики автора.
- Чтение.
Продуктом просмотрового чтения является серия заметок, раскрывающие проблематику, затрагиваемую автором, способы решения предлагаемые автором и личное мнение касательно написанного.
Список литературы