Beyond Smart by Paul Graham (rus)

Не так давно, решил перевести статью Пола Грехема, которую он написал еще в октябре 2021 года. Мне показалось, что материал статьи откликается с тематикой нашего сообщества.

Если бы вы спросили людей, что особенного было в Эйнштейне, большинство ответило бы, что он был очень умным. Даже те, кто попытался бы дать вам более изощренно звучащий ответ, наверняка подумали бы так. Еще несколько лет назад я бы и сам ответил так же. Но не это было особенным в Эйнштейне. Его особенностью было то, что у него были новые важные идеи. Быть очень умным было необходимым условием для появления этих идей, но эти два понятия не одно и то же.

Может показаться, что указывать на то, что интеллект и его эффекты не одинаковы, — это не так. Между ними существует большой разрыв. Любой, кто проводил время в университетах и исследовательских лабораториях, знает, насколько она велика. Есть много по-настоящему умных людей, которые не достигают больших успехов.

Я считал, что быть умным — это самое необходимое. Возможно, вы тоже так считали. Но я готов поспорить, что это не то, чего вы на самом деле хотите. Представьте, что у вас есть выбор между тем, чтобы быть очень умным, но не обнаружить ничего нового, и тем, чтобы быть менее умным, но обнаружить много новых идей. Конечно, вы бы выбрали второе. Я бы выбрал. Этот выбор заставляет меня чувствовать себя неловко, но когда вы видите два варианта, представленные в явном виде, становится очевидно, какой из них лучше.

Причина, по которой этот выбор заставляет меня чувствовать себя некомфортно, заключается в том, что быть умным все еще кажется чем-то важным, хотя умом я понимаю, что это не так. Я столько лет думал, что это именно так и происходит. Обстоятельства детства — это отличная почва для развития этой иллюзии. Интеллект гораздо легче измерить, чем ценность новых идей, и тебя постоянно оценивают по нему. В то время как даже те дети, которые в конечном итоге совершат открытие новых вещей, обычно еще не сделали этого. Для детей, склонных к этому, интеллект — главная задача в жизни.

Есть и более тонкие причины, которые сохраняются и во взрослой жизни. Интеллект побеждает в разговоре и, таким образом, становится фундаментом для построения вертикали превосходства. [1] К тому же наличие новых идей — настолько новая вещь в истории, и даже сейчас это делают так мало людей, что общество еще не усвоило тот факт, что это и есть настоящее предназначение, а интеллект — лишь средство достижения цели. [2]

Отчего же так много умных людей не могут открыть ничего нового? Если смотреть с этой точки зрения, то вопрос кажется довольно неутешительным. Но есть и другой взгляд, не только более оптимистичный, но и более интересный. Очевидно, что интеллект — не единственный компонент для появления новых идей. Каковы же другие ингредиенты? Можно ли их культивировать?

Ведь проблема с интеллектом, как говорят, в том, что он в основном врожденный. Доказательства этого выглядят достаточно убедительными, особенно если учесть, что большинство из нас не хотят, чтобы это было правдой, и поэтому доказательствам приходится сталкиваться с сильным препятствием. Но я не собираюсь углубляться в этот вопрос, потому что меня волнуют другие составляющие новых идей, и очевидно, что многие из них можно культивировать.

Это означает, что правда сильно отличается от той истории, которую мне рассказывали в детстве. Если интеллект — это главное, да еще и в основном врожденное, то естественным следствием этого является своего рода фатализм в духе дивного нового мира. Лучшее, что вы можете сделать, — это выяснить, к какой работе у вас есть «склонность», чтобы тот интеллект, которым вы наделены от рождения, по крайней мере, был использован наилучшим образом, а затем работать над этим изо всех сил. Если же интеллект — не главное, а лишь один из нескольких компонентов того, что имеет значение, и многие из них не являются врожденными, то все становится еще интереснее. У вас гораздо больше контроля, но проблема с тем, как устроить свою жизнь, становится намного сложнее.

Так каковы же другие составляющие появления новых идей? Тот факт, что я вообще могу задать этот вопрос, доказывает, что общество еще не усвоило, что важно именно это, а не интеллект. Иначе мы все знали бы ответы на столь фундаментальный вопрос. [3]

Я не собираюсь пытаться представить здесь полный каталог других ингредиентов. Я впервые задаю себе этот вопрос таким образом, и думаю, что ответ на него может занять некоторое время. Но недавно я писал об одном из наиболее значимых: навязчивый интерес к определенной теме. И это качество определенно можно культивировать.

Еще одно качество, необходимое для открытия новых идей, — это независимое мышление. Я бы не хотел утверждать, что оно отличается от интеллекта — я бы не стал называть умным человека, который не обладает независимым мышлением, — но, будучи в общем-то врожденным, это качество, похоже, можно в какой-то степени культивировать.

Существуют общие приемы для возникновения новых идей — например, для работы над собственными проектами и для преодоления препятствий, с которыми вы сталкиваетесь на начальном этапе работы, — и всему этому можно научиться. Некоторым из них можно научиться в обществе. Кроме того, существуют коллекции методик для генерирования конкретных типов новых идей, например, идей для стартапов или тем для эссе.

И, конечно, есть множество вполне обыденных составляющих в деле поиска новых идей, таких как усердная работа, полноценный сон, отсутствие определенных видов стресса, наличие достойных коллег и поиск приемов для работы над тем, что вам нужно, даже если это не то, над чем вы должны работать. Все, что мешает людям делать отличную работу, имеет и обратную сторону, которая им в этом помогает. И этот класс ингредиентов не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Например, наличие новых идей обычно ассоциируется с молодостью. Но, возможно, новые идеи рождает не юность как таковая, а конкретные вещи, которые приходят с юностью, например, хорошее здоровье и отсутствие обязанностей. Изучение этого аспекта может привести к разработке стратегий, которые помогут людям любого возраста иметь лучшие идеи.

Одним из самых удивительных ингредиентов в появлении новых идей является способность писать. Существует класс новых идей, которые лучше всего обнаруживаются при написании эссе и книг. И это » при» является намеренным: вы не думаете сначала об идеях, а затем просто записываете их. Существует вид мышления, который человек осуществляет посредством письма, и если вы неуклюже пишете или вам не нравится это делать, это будет мешать вам, если вы попытаетесь осуществить этот вид мышления». [4]

Я предсказываю, что разрыв между интеллектом и новыми идеями окажется интересным явлением. Если мы думаем об этом разрыве только как о мере нереализованного потенциала, то он становится чем-то вроде пустой земли, через которую мы пытаемся поспешно пройти с закрытыми глазами. Но если мы перевернем вопрос и начнем выяснять другие составляющие новых идей, которые, как предполагается, должны существовать, мы сможем найти в этом разрыве открытия об открытиях.

Notes:

[1] Что побеждает в диалоге, зависит от собеседника. Это варьируется от простой агрессивности в самом низу, быстроты ума в середине, до чего-то более близкого к настоящему интеллекту в самом верху, хотя, вероятно, всегда с некоторым компонентом быстроты ума.

[2] Точно так же, как интеллект не является единственным компонентом для появления новых идей, наличие новых идей — не единственное, для чего полезен интеллект. Он также полезен, например, при определении проблем и поиске путей их решения. И то, и другое пересекается с наличием новых идей, но и то, и другое не имеет конца.

Эти способы использования интеллекта встречаются гораздо чаще, чем наличие новых идей. И в таких случаях интеллект еще труднее отличить от его последствий.

[3] Некоторые относят разницу между интеллектом и наличием новых идей к «креативности», но этот термин не кажется очень полезным. Помимо того, что он довольно неопределенный, он смещен на половину в сторону от того, что нас волнует: он не отделим от интеллекта и не отвечает за всю разницу между интеллектом и наличием новых идей.

[4] Любопытно, что это эссе является примером. Оно начиналось как эссе о писательских способностях. Но когда я дошел до различия между интеллектом и наличием новых идей, это показалось мне настолько более важным, что я вывернул первоначальное эссе наизнанку, сделав эту тему и мою первоначальную тему одним из пунктов эссе. Как и во многих других областях, о таком уровне переработки легче рассуждать, когда у вас много практики.


BIO

Keywords:

Reference:

Related:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *