Разделяй дела и властвуй при исполнении

Когда я готовился к дискуссионному клубу с [[Максим Дорофеев]], у меня возник внутренний запрос обсудить проблему планирования и исполнения. Хотелось поговорить о состоянии, когда есть дела и энергия их сделать, но они почему-то остаются не сделанными.

Мое наиболее продуктивное время – это период с пяти до семи утра. Именно в этом отрезке рождаются интересные идеи, наполняется цеттель, пишутся заметки и перерабатывается изученный материал. Но бывает и так, что, встав в пять утра и заварив чай (матэ, пуэр или зеленый), я бесцельно перелистываю заметки. Ничего не записываю, не перерабатываю инбокс и не пишу. Именно в период с пяти до семи, на протяжении года я писал и переписывал свою диссертацию по лингвистике, а переписывать пришлось три раза. Дорабатывал бесконечно долго, вплоть до последней рецензии. Почему удавалось на протяжении года, почти каждый день, быть максимально эффективным с пяти до семи, а сейчас это не всегда получается?

Разделяй и властвуй

Научное исследование – это не написание статьи в блог или социальную сеть; наука требует уважения, исследований и внимательности. Поэтому, получая очередные ревизии от научного руководителя, я составлял план, по которому было понятно, что необходимо сделать. Какие элементы в диссертации изменить, что перефразировать, где требуется подтверждение, какие элементы слабые и сложно доказуемы и их нужно либо развернуть, чтобы была твердая аргументация, либо просто удалить.

Вспоминая процесс написания, понял, почему часто не получается плодотворно отработать утро, контекстуализировать знание, перепроверить изученное и записать в цеттель. Проблема в планировании. Не в ошибке, о которой много писал Канеман, а в банальном подходе к этому вопросу.

Утро, те самые сладкие два часа, это не время выбора, а время действия. Вместо того чтобы начать работать сразу, силы уходят на выбор того, что нужно сделать. Задач множество, и на приоритизацию уходит ценная энергия. Поэтому мозг выбирает ничего не делать, позволяя телу пребывать в блаженном ничего неделании, а когда наконец-то решает, что же делать, от двух часов остается всего один. Из которого половина уйдет на раскачку, а когда дело пойдет по-настоящему, уже наступает 7 утра и просыпается дом. Родные начинают ходить, задавать вопросы, отвлекать от процесса. В результате ничего не сделано, и настроения от этого не прибавилось. Вывод: одновременное планирование и делание приводит к прокрастинации и ничего неделанию.

Вечером – прораб, утром – землекоп

У меня есть друг, который сейчас живет в Японии. В молодые годы студенчества, подрабатывая на стройке, как-то прораб попросил его выкопать яму конкретной длины, с определенной глубиной и конкретной формы к конкретному времени. Друг это дело сделал быстро и эффективно. Закончив сильно раньше положенного срока, решил, что нужно улучшить результат: поглубже и подлиннее. Когда прораб увидел русское рвение и усердство, ничего не смог сделать, кроме как схватиться за голову. Дело в том, что в Японии, с момента, как Тойота познакомила мир с технологиями бережливого производства, все делается точно в срок и в нужном объеме. Машина, которая привезла щебень, привезла его не впрок, а ровно на первоначально запланированную яму. Теперь яма больше, щебня не хватит, следующие процессы встанут, потому что за машиной с щебнем едет машина с бетоном. Так мой друг познакомился с эффективными технологиями производства. Ему потом подарили книгу “Дао Тойота”, которую он дал и мне прочесть.

Прораб планирует работу

Режим прораба включается вечером, обычно, когда все улеглись спать, или отходят ко сну. Я закрываю дверь в кабинет, засовываю беруши в уши и начинаю писать все, что произошло за день. В процессе письма само собой появляется то, что хотелось бы сделать на следующий день. Задач и дел может быть больше одной. Две, три, четыре – это нормально. Не нормально запланировать их всех как важные.

Из всех дел, что вывалились на бумагу, выбираю исключительно одно, важное, которое я расшибусь, но сделаю. Остальные дела закидываю по остаточному принципу. Сделаю – отлично, нет – не расстроюсь, перепланирую. Дела, которые попадают в план вместе с одним главным делом, важные, но не критичные.

Важное замечание: задача приобретет статус «выполнено» с большей вероятностью, если начинается с глагола, нацеленного на какой-то объект.

Прочесть статью Мэгги Эпплтон об эволюции цифрового сада.

Это пример плохой задачи. Что дальше делать после прочтения? Должен быть результат, тем, кому не нравится слово “результат”, используйте “следующее действие”.

Отреферировать статью Мэгги Эпплтон об эволюции цифрового сада.

Вот этот процесс имеет вполне конкретную цель, которую можно увидеть.

Землекоп копает после разметки

Процесс формулирования происходит еще с вечера, однако утром можно еще подкрутить некоторые моменты. Просыпаемся не всегда в одинаковом состоянии, и от этого может зависеть полнота и степень выполнения запланированного накануне.

Бывает не получается начать, потому что можно ощущать себя, скажем, не первой свежести. Может вечером была интенсивная тренировка, ребенок мог беспокоить прорезающимися зубками, соседи куролесили полночи. В таких случаях снижаю планку, устанавливаю таймер помидорки и просто работаю. Как правило, к окончанию первой помидорки раскачиваюсь. За время помидорки целюсь в одну, единственную проблему, которую необходимо решить. Центр фокусированного усилия.

Фокусированное усилие требует подкрепления. Концентрация хрупка и от внешнего воздействия разбивается как хрустальная ваза. Чтобы фокус не ломался, выделяю время в календаре (у меня это с пяти до семи утра), избегаю раздражителей (мессенджеры, звонки, другую работу). Планирую маршрут (понятный порядок действий), следуя которому в конце пути можно вычеркнуть пункт из списка.

При хорошем планировании ключевая задача дня неминуемо решается, и тогда, после завершения одного главного дела, можно посмотреть в сторону задач из категории “Хорошо бы сделать”. К ним полезно приступать, когда главная задача выполнена или требуется время на раскачку. Как в спорте, разогрев.

Саммари

  1. Вечером включаем режим прораба. Выбираем одну ключевую задачу на следующий день. Планируем примерный процесс выполнения. Формулируем задачу по правилам ТОС (начинаем с глагола), выделяем время в календаре.
  2. Утро следующего дня, включаем режим землекопа. Делаем. Если процесс идет совсем тяжело, работаем помидорками.
  3. Сделали ключевую задачу дня, если есть настроение и ресурс, делаем по своему важные, но не принципиальные дела.

BIO

Keywords:

Reference:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *