Поговорим немного об эмерджентности

Неожиданно для себя начал обучать дочь вести системные заметки. У нас это происходит на материале, который интересен ей. Это оказалась биология. Мы уже даже сделали достаточно ветвистую структуру из понятий, вид, биосфера, ноосфера и еще много чего. Но вот что интересно, она очень много и часто говорит, что не понимает что написано в школьном учебнике. Прочла один параграф, и я скажу честно, охренел. Так объяснить нельзя. Это простое перечисление фактов, сухих как столетний, заплесневелый батон хлеба. Что делать?

Объяснить ребенку почему она это делает, и что все что написано, не более чем объяснение верхнего уровня. Фейнман, на этот счет просто великолепно написал, что ни один школьный учебник его времени не решает ни одной научной проблемы, сводясь по сути к перечислению фактов, которые необходимо запомнить и вызубрить.1 Редакторский состав книги, для удобства читателя слишком упрощает многие понятия, что в конечном итоге превращается во что-то не понятное и сложное. Эта процедура, упрощения, оставляет за рамками множество важных элементов, ценную информация, которая является ключевой для понимания, а не запоминания. То что отвечает на вопрос почему, а не что2.

Слишком сухо, слишком банально и просто лишает драйва исследования, не дает пространства для поиска почему. Исследование фактов, как правило, приводит не туда. Мой любимый пример, это курица и фермер3, в версии Талеба это индейка и фермер, антураж другой, суть та же. Представьте на минутку себя курицей. Каждый день заботливый фермер приносит еду, собирает яйца, стелет новую солому, убирает курятник, ставит высокие заборы от лис и куниц. К какому выводу это наталкивает? Моя дочь, как и другие не окрепшие умы приходят к выводу, что фермер нас любит и забоится. Но вот в чем дело, рано или поздно фермер вместо еды в руках придет с ножом. И вот это как раз и есть объяснение более низкого уровня, до которого необходимо еще покопаться. Есть еще один интересный пример из художественной прозы, Рудольф Сикорски4, как-то сказал фразу, крепко осевшую в сознании, тогда я еще не понимал, что он говорит об объяснении второго уровня:

Если рядом с твоим домом, вдруг появился запах серы, ты просто обязан сделать вывод, что неподалеку ходит черт с рогами и начать заготовку святой воды в промышленных масштабах.

АБС

Восстанавливал по памяти, поэтому могут быть не точности, да простят меня Стругацкие.

Суть в том, что не стоит цепляться за первое попавшее в руки объяснение, копаем глубже, там скрыто самое важное.


BIO

Keywords:

Reference:

1. [[Фамильярность и смысл]]
2. [[Целься в Почему, а не во Что]]
3. Этот мысленную ситуация впервые описал Бертран Рассел.
4. Герой мира Стругацких “Мир Полудня” и ключевой персонаж в серии “Обитаемый остров”.

Related:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *