Двенадцать благодетелей рациональности

Первая добродетель — любопытство. Жгучий зуд познания выше торжественного обета стремиться к истине. Чтобы почувствовать жгучий зуд любопытства, нужно быть невежественным и желать отказаться от своего невежества. Если в глубине души вы считаете, что уже знаете, или если в глубине души вы не желаете знать, то ваши вопросы будут бесцельными, а ваши умения — бесполезными. Любопытство стремится к самоуничтожению; нет такого любопытства, которое не хотело бы получить ответ. Слава славной тайны — быть разгаданной, после чего она перестает быть тайной. Опасайтесь тех, кто говорит о своей непредубежденности и скромно признается в своем невежестве.

Есть время для признания своего невежества и время для отказа от него. Вторая добродетель — это отрешение. П. К. Ходжелл сказал: «То, что может быть уничтожено истиной, должно быть уничтожено»1[1] Не уклоняйтесь от опыта, который может разрушить ваши убеждения. Мысль, которую вы не можете подумать, управляет вами больше, чем мысли, которые вы произносите вслух. Подвергайте себя испытаниям и проверяйте себя в огне. Откажитесь от эмоций, которые основаны на ошибочном убеждении, и постарайтесь в полной мере ощутить те эмоции, которые соответствуют фактам. Если железо приближается к вашему лицу, и вы верите, что оно горячее, а оно холодное, то Путь противостоит вашему страху. Если железо приближается к вашему лицу, и вы верите, что оно холодное, а оно горячее, Путь противостоит вашему спокойствию. Сначала оцените свои убеждения, а затем переходите к своим эмоциям. Позвольте себе сказать: «Если железо горячее, я хочу верить, что оно горячее, а если оно холодное, я хочу верить, что оно холодное». Остерегайтесь, чтобы не привязаться к убеждениям, которые вам не нужны.

Третья добродетель — легкость. Позвольте ветрам доказательств нести вас так, словно вы листок, не имеющий собственного направления. Остерегайтесь, чтобы не отступать в арьергарде против фактов, уступая каждую пядь земли только по принуждению и чувствуя себя обманутым. Отдайтесь истине так быстро, как только сможете. Сделайте это сразу же, как только осознаете, чему сопротивляетесь, как только увидите, с какой стороны против вас дуют ветры фактов. Не будьте верны своему делу и предайте его более сильному врагу. Если вы рассматриваете доказательства как ограничения и пытаетесь освободиться от них, вы продаетесь в цепи своих желаний. Ибо нельзя составить истинную карту города, сидя в своей спальне с закрытыми глазами и проводя линии на бумаге под влиянием импульса. Вы должны пройтись по городу и нарисовать на бумаге линии, соответствующие тому, что вы видите. Если, видя город нечетко, вы думаете, что можете сдвинуть линию чуть-чуть вправо, чуть-чуть влево, по своему капризу, то это такая же ошибка.

Четвертая добродетель — это равномерность. Тот, кто хочет верить, спрашивает: «Позволяют ли мне доказательства верить?». Тот, кто хочет не верить, спрашивает: » А доказательства заставляют меня верить?». Остерегайтесь того, чтобы не возложить бремя доказательства только на те предложения, которые вам не нравятся, а затем защищаться, говоря: «Но это хорошо — быть скептиком». Если вы обращаете внимание только на благоприятные доказательства, выбирая и отбирая из собранных вами данных, то чем больше данных вы собираете, тем меньше вы знаете. Если вы избирательно подходите к выбору аргументов, которые вы проверяете на наличие недостатков, или к тому, насколько тщательно вы их проверяете, то каждый недостаток, который вы научитесь обнаруживать, сделает вас еще глупее. Если вы сначала напишете внизу листа бумаги «И поэтому небо зеленое!», то не имеет значения, какие аргументы вы потом напишете над ним; вывод уже написан, и он уже верен или неверен. Быть умным в споре — это не рациональность, а рационализация. Интеллект, чтобы быть полезным, должен быть использован для чего-то другого, кроме самопобеды. Выслушивайте гипотезы, когда они представляют вам свои доводы, но помните, что вы не гипотеза, вы — судья. Поэтому не стремитесь отстаивать ту или иную сторону, ибо если бы вы знали свое предназначение, вы бы уже были там.

Пятая добродетель — это аргумент. Тот, кто хочет добиться успеха, должен сначала помешать своим друзьям помочь ему. Тот, кто мудро улыбается и говорит: «Я не буду спорить», лишает себя помощи и отстраняется от совместных усилий. В споре стремитесь к абсолютной честности, ради других и ради себя: та часть себя, которая искажает то, что вы говорите другим, искажает и ваши собственные мысли. Не думайте, что вы оказываете услугу другим, если соглашаетесь с их аргументами; услуга оказывается вам. Не думайте, что справедливость по отношению ко всем участникам означает равномерное распределение позиций; истина не раздается равными частями перед началом дебатов. Нельзя продвинуться вперед в решении фактических вопросов, сражаясь с помощью кулаков или оскорблений. Ищите испытание, которое позволит фактам оценить вас.

Шестая добродетель — эмпиризм. Корни знания находятся в наблюдении, а его плод — предсказание. Какое дерево растет без корней? Какое дерево питает нас без плодов? Если дерево упадет в лесу, и никто не услышит его, издаст ли оно звук? Один говорит: «Да, издает, потому что оно производит колебания в воздухе». Другой говорит: «Нет, не издает, потому что в мозгу нет никаких слуховых колебаний». Хотя они спорят, один говорит «да», а другой «нет», оба не предполагают, что лес будет восприниматься по-разному. Не спрашивайте, какие убеждения исповедовать, а какие переживания предвидеть. Всегда знайте, о каком различии в опыте вы говорите. Не позволяйте спору блуждать и переходить на что-то другое, например, на чью-то добродетель рационалиста. Джерри Кливер сказал: «Вас подводит не неспособность применить какую-то высокоуровневую, запутанную, сложную технику. Это игнорирование базовых принципов. Не следить за мячом».2 Не поддавайтесь на слова. Когда слова убраны, остается предвосхищение.

Седьмая добродетель — простота. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять»3 Простота добродетельна в убеждениях, замыслах, планировании и обосновании. Когда вы исповедуете огромную веру с большим количеством деталей, каждая дополнительная деталь — это еще один шанс, что ваша убежденность окажется неверной. Каждое уточнение увеличивает вашу ношу; если вы можете облегчить свое бремя, вы должны это сделать. Нет такой соломинки, которая не была бы способна сломать вам спину. Об артефактах говорят следующее: Самый надежный механизм — это тот, который сконструирован из машины. О планах: Запутанная паутина распадается. Цепь из тысячи звеньев придет к правильному выводу, если каждый шаг верен, но если один шаг неверен, он может завести вас куда угодно. В математике гора добрых дел не может искупить ни одного греха. Поэтому будьте осторожны на каждом шагу.

Восьмая добродетель — смирение. Смирение — это принятие конкретных мер в предвидении собственных ошибок. Признать свою ошибочность и ничего не делать — это не смирение, это бахвальство скромностью. Кто наиболее смиренен? Тот, кто наиболее умело готовится к самым глубоким и страшным заблуждениям в своих представлениях и планах. Поскольку в этом мире много тех, кто плохо разбирается в рациональности, начинающие ученики рациональности выигрывают споры и приобретают непомерно высокое мнение о своих способностях. Но это бесполезно: Жизнь не оценивается по шкале. Самый лучший физик Древней Греции не мог рассчитать траекторию падения яблока. Нет никакой гарантии, что адекватность возможна, если вы приложите максимум усилий; поэтому не думайте о том, что у других получается хуже. Если вы будете сравнивать себя с другими, вы не увидите предубеждений, которые присущи всем людям. Быть человеком — значит совершать десять тысяч ошибок. Никто в этом мире не способен достичь совершенства.

Девятая добродетель — перфекционизм. Чем больше ошибок вы исправляете в себе, тем больше замечаете. Когда ваш ум становится более тихим, вы слышите больше шума. Когда вы замечаете в себе ошибку, это говорит о вашей готовности переходить на следующий уровень. Если вы терпите ошибку, а не исправляете ее, вы не перейдете на другой уровень и не приобретете навык замечать новые ошибки. В любом искусстве, если вы не стремитесь к совершенству, вы остановитесь, не сделав первых шагов. Если совершенство невозможно, это не повод не пытаться. Установите для себя самый высокий стандарт, который вы можете себе представить, и ищите еще более высокий. Не довольствуйтесь почти правильным ответом, ищите совершенно верный.

Десятая добродетель — это точность. Приходит человек и говорит: Количество находится между 1 и 100. Другой говорит: Количество находится между 40 и 50. Если количество равно 42, то они оба правы, но второе предположение было более полезным и подверглось более тщательной проверке. То, что верно для одного яблока, может быть не верно для другого; таким образом, об одном яблоке можно сказать больше, чем обо всех яблоках в мире. Узкий нож режет глубже. Как и в случае с картой, так и в случае с искусством составления карты: Путь — это точное искусство. Не идите к истине, а танцуйте. На каждом шаге этого танца нога ставится именно в то место, куда нужно. Каждое доказательство меняет ваши убеждения ровно на столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Какова именно эта сумма? Чтобы вычислить это, необходимо изучить теорию вероятности. Даже если вы не можете рассчитать, знание того, что такая математика существует, говорит о том, что шаг танца точен и в нем нет места для ваших прихотей.

Одиннадцатая добродетель — образованность. Изучайте многие науки и впитывайте их силу как свою собственную. Каждая область, которую вы поглощаете, делает вас больше. Если вы изучите достаточно научных дисциплин, то пробелы между ними уменьшатся, и ваши знания станут единым целым. Если вы будете поглощать дисциплины, то станете огромнее гор. Особенно важно изучать математику и науки, которые влияют на рациональность: эволюционную психологию, эвристику и предубеждения, социальную психологию, теорию вероятности, теорию принятия решений. Но это не могут быть единственные области, которые вы изучаете. Искусство должно иметь цель, отличную от него самого, иначе оно распадается на бесконечную повторяемость.

Перед этими одиннадцатью добродетелями находится добродетель, которая безымянна.

Миямото Мусаси писал в «Книге пяти колец»:4

Главное, когда вы берете в руки меч, — это намерение разрубить противника, какими бы средствами это ни было сделано. Всякий раз, когда вы парируете, бьете, отскакиваете, наносите удар или касаетесь режущего меча противника, вы должны разрубить его тем же движением. Этого необходимо достичь. Если вы будете думать только о том, как ударить, отскочить, нанести удар или прикоснуться к противнику, вы не сможете на самом деле разрубить его. Больше всего на свете вы должны думать о том, как довести свое движение до рассечения противника.

Каждый шаг ваших рассуждений должен привести к правильному ответу в том же процессе. Больше всего на свете вы должны думать о том, как довести свою карту до отображения территории.

Если вам не удается достичь правильного ответа, бесполезно протестовать против того, что вы действовали правильно.

Как вы можете улучшить свою концепцию рациональности? Не говоря себе: «Я обязан быть рациональным». Этим вы только закрепите свою ошибочную концепцию. Возможно, ваша концепция рациональности заключается в том, что рационально верить словам Великого Учителя, а Великий Учитель говорит: «Небо зеленое», а вы смотрите на небо и видите голубое. Если вы думаете: «Может показаться, что небо голубое, но рациональность заключается в том, чтобы верить словам Великого Учителя», вы теряете шанс понять ошибку.

Не спрашивайте, является ли «Путь» тем или иным. Спросите, какое небо — голубое или зеленое. Если вы будете слишком много говорить о Пути, вы не достигнете его. Вы можете попытаться назвать высший принцип такими именами, как «карта, отражающая территорию», или «опыт успехов и неудач», или «байесовская теория принятия решений». Но, возможно, вы неправильно описываете безымянную добродетель. Как вы обнаружите свою ошибку? Не сравнивая свое описание с самим собой, а сравнивая его с тем, что вы не назвали.

Если в течение многих лет вы будете практиковать техники и подчинять себя строгим правилам, возможно, вы увидите центр. Тогда вы поймете, что все техники — это одна техника, и будете двигаться правильно, не чувствуя себя скованным. Мусаси писал: «Когда вы оцените силу природы, зная ритм любой ситуации, вы сможете поражать противника естественно и наносить удары естественно. Все это — Путь Пустоты«.

Итак, это двенадцать добродетелей рациональности:

Любопытство, отречение, легкость, ровность, аргументация, эмпиризм, простота, смирение, перфекционизм, точность, образованность и пустота.


BIO

Keywords:

Reference:

  • https://www.lesswrong.com/s/NBDFAKt3GbFwnwzQF/p/7ZqGiPHTpiDMwqMN2

1. Patricia C. Hodgell, Seeker’s Mask (Meisha Merlin Publishing, Inc., 2001).
2. Cleaver, Immediate Fiction: A Complete Writing Course.
3. Antoine de Saint-Exupéry, Terre des Hommes (Paris: Gallimard, 1939).
4. Musashi, Book of Five Rings.

Related:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *