Я часто использую пример, что рациональность — это боевое искусство ума. Вам не нужны огромные, рельефные мышцы, чтобы изучать боевые искусства — есть некоторая закономерность, что более атлетически сложенные люди чаще изучают боевые искусства, но это может быть как вопрос удовольствия, так и всего остального. Если у вас есть рука с сухожилиями и мышцами в необходимых местах, то вы можете научиться делать кулак.
Точно так же, если у вас есть мозг с корой и подкоркой в соответствующих местах, вы можете научиться правильно его использовать. Если вы быстро учитесь, вы можете научиться быстрее — но искусство рациональности не в этом; оно в обучении механизмов мозга, которые у всех нас общие. А там, где есть систематические ошибки, к которым склонен человеческий мозг, например, неспособность воспринимать масштаб, рациональность заключается в исправлении этих ошибок или поиске их решений.
Увы, наш разум реагирует на нашу волю менее охотно, чем наши руки. Наша способность управлять своими мышцами — эволюционно древняя, а способность рассуждать о собственных процессах мышления — гораздо более свежее явление. Поэтому нас не должно удивлять, что мышцы легче использовать, чем мозг. Но не стоит пренебрегать тренировкой последнего, потому что это сложнее. Не благодаря большим мускулам человечество достигло выдающихся успехов на Земле.
Если вы живете в городе, вам, вероятно, не нужно далеко ходить, чтобы найти додзё боевых искусств. Почему нет додзё, где учат рациональности?
Одна из причин, возможно, в том, что труднее оценить умение. Чтобы подняться на более высокий уровень в тхэквон-до, вам, возможно, нужно разбить доску определенной ширины. Если вам это удается, зрители видят и аплодируют. Если у вас не получается, учитель следит за тем, как вы формируете кулак, и проверяет, правильно ли вы его сформировали. Если нет, учитель протягивает руку и правильно формирует кулак, чтобы вы могли увидеть, как это делается.
В школах боевых искусств мышечные техники оттачиваются и совершенствуются на протяжении многих поколений. Техники рационального подхода труднее передать даже самому готовому ученику.
Совсем недавно — всего лишь за последние несколько десятилетий — человечество получило множество новых знаний о человеческой рациональности. Самым ярким примером может служить система эвристики и предубеждений в экспериментальной психологии. Существует также байесовская систематизация теории вероятности и статистики; эволюционная психология; социальная психология. Экспериментальные исследования эмпирической психологии человека; и теоретическая теория вероятности для интерпретации того, что говорят нам эксперименты; и эволюционная теория для объяснения выводов. В этих областях мы получаем новые призмы, через которые можно рассматривать ландшафт нашего собственного разума. С их помощью мы сможем более четко увидеть мышцы нашего мозга, пальцы мысли, как они двигаются. У нас есть общий словарь, в котором мы можем описывать проблемы и решения. Возможно, человечество наконец готово к синтезу боевого искусства ума: оттачивать, делиться, систематизировать и передавать техники личной рациональности.
Такое понимание рациональности, какое у меня есть, я приобрел в ходе решения проблемы искусственного интеллекта общего назначения (попытка, которая, чтобы добиться успеха, требует достаточного владения рациональностью, чтобы построить полноценного работающего рационалиста из соплей и палок). В большинстве случаев проблема ИИ требует гораздо больших усилий, чем личное искусство рациональности, но в некоторых отношениях она на самом деле проще. В боевом искусстве разума нам нужно приобрести умение в реальном времени тянуть за нужные рычаги в нужное время на большой, уже существующей мыслительной машине, внутренности которой не подлежат изменению конечным пользователем. Некоторые механизмы оптимизированы для воздействия эволюционного выбора, что прямо противоречит нашим заявленным целям их использования. Мы сознательно решаем, что хотим искать только правду; но в нашем мозгу есть встроенная поддержка рационализации лжи. Мы можем попытаться компенсировать то, что считаем недостатками механизма, но мы не можем перепаять нейронную схему. Также как и мастера боевых искусств не могут накладывать титановые пластины на свои кости — во всяком случае, не сегодня.
Попытка синтезировать личное искусство рациональности, используя науку о рациональности, может оказаться затруднительной: Представьте себе попытку изобрести боевое искусство, используя абстрактную теорию физики, теории игр и анатомии человека.
Но люди не слепы к анализу. У нас есть врожденный инстинкт самоанализа. Внутренний глаз не лишен зрения, хотя видит нечетко, с систематическими искажениями. Поэтому нам необходимо применять научный подход к нашей интуиции, использовать абстрактные знания для коррекции наших умственных операций и развития метакогнитивных навыков.
Мы не пишем компьютерную программу, чтобы заставить куклу на ниточках выполнять ката боевых искусств; это наши собственные ментальные конечности, которыми мы должны двигать. Поэтому мы должны соединить теорию с практикой. Мы должны понять, что эта наука означает для нас самих, для нашей повседневной внутренней жизни.
BIO
Keywords:
Reference:
- https://www.lesswrong.com/s/NBDFAKt3GbFwnwzQF/p/7ZqGiPHTpiDMwqMN2
Related: