Меня часто спрашивают, что могу рекомендовать к прочтению по переговорам?
На это есть дежурный ответ трехгодичной давности, может имеет смысл обновить: я его скопировал и каждый раз как про совещание и коммуникации встает вопрос присылаю[П.С.]:
«Crucial Conversations: Tools for Talking When Stakes Are High»
Книга «Crucial Conversations: Tools for Talking When Stakes Are High». Книга в частности о том, что не надо быть лузером и выбирать между двумя крайностями — между любезностью (американская проблема) и правдой (по-хамски «рубить правду-матку» — русская проблема). Что ценя честность не обязательно скатываться в хамство и обиду. Что есть золотая середина, где можно и правдиво доносить правду и при этом не агрить собеседников, а даже наоборот.
Вот мое описание проблемы и решения. Допустим ты умеешь спокойно говорить правду и достигать изменений, а не сопротивление. А теперь подумай, смог бы ты объяснить студентам как надо себя вести, что делать или не делать, четкие правила-заветы, конкретный скрипт поведения? Я бы, несмотря на кучу знаний и опыта, не смог. У меня всё свелось бы к «ну это зависит от ситуации» и к «и ты прав, и ты прав».
Так вот, эта книга просто гениальна потому что она смогла. Каким-то образом авторам удалось написать книгу, с конкрентными (применимыми) правилами и рекомендациями по эффективному поведению.
В начале книги есть тест, который стоит серьезно и честно (без легких отгадываний правильного поведения) сделать. Он замечательно покажет какие конкретно стадии (каждая разбирается в своей части книги) коммуникации провисают и что стоит улучшить. Вопросы к тесту являются быстрым мануалом (checklist) по правильному поведению.
В книге есть еще много полезного. Например разбирают разные типы помощи. Это когда ты у людей просишь совета, они дают, а потом обижаются, что они были проигнорированы. Это твой косяк и книга объясняет в чем.
Я в восторге от книги и было очень жаль, что она мало кому известна. Но вот тут посмотрел, а она к этому времени стала бестселлером и даже была выпущена вторая дополнительная версия книги. Очень рад за создателей (которых не двое и даже не трое, а аж четверо!)!
«What Every Body is Saying» (Joe Navarro)
Книга «What Every Body is Saying» (Joe Navarro). Книга о языке тела. Крайне полезная штука. Если этой темой не занимался, то после прочтения (и практики!) жизнь разделится на две части: тебя слепого до прочтения и прозревшего после. В книге очень правильно написано о языке (тела), на котором говорят все, но при этом большинство людей даже не замечают наличие этого языка, не говоря уже о том чтобы его понимать. Люди не видят очевидного, того что у них перед глазами. После книги будет шок от двух вещей: от того, какой же ты был раньше слепой и пропускал мимо себя столько полезной информации; и от того изумления, как большинство людей ходят, живут и функционируют, но при этом не видят ОЧЕВИДНЫХ!!!!111 вещей в нон-вербальном поведении других.
Уверен, что подходящих книг о языке тела больше одной, и может быть даже лучше рекомендованной мной, но называю ту, которую могу рекомендовать лично.
«Nonviolent Communication» (Marshall Rosenberg)
Книга «Nonviolent Communication» (Marshall Rosenberg). И нет, книга не для психов, которые коммуницируют с помощью кулаков. Она для обычных людей. Классика и заслуженно. Если думаете читать или нет, то вот хороший пост о том, как давать конструктивную обратную связь, который основан на информации из книги.
«Management for Cannibals: How to Become Chief Eating Officer (CEO)»
Книга «Management for Cannibals: How to Become Chief Eating Officer (CEO)». Я не понимаю почему эта книга настолько неизвестна! Авторы прошерстили кучу исследований и книг о корпоративной этике, менеджменте и эффективной работе в корпоративной среде, и написали маленькую 160 страничную книжку с правилами поведения и выживания в корпоративной каннибальной среде. Абсолютный маст-хав, если работаете в корпоративной среде, чтобы знать как себя вести (как коммуницировать). Другим чрение не то чтобы прямо обязательное, но полезное чтобы:
- лучше понимать корпоративную среду и их проблемы,
- посмотреть на замечательный пример особого стиля коммуникации, с помощью притч, жмора и аллегорий можно представить научную информацию
- ради множества лулзов. Прямо на каждой странице! В частности описание win-win situation — это конфетка!
П.С. Я не помню когда, но мне этот список предложили еще в моем сообществе, кто не помню. Скопировал, прочитал, обалдел от практичности и теперь всем этот ответ присылаю