Две небольшие иллюстрации того, куда могут завести простые вопросы и размышления. Пару лет назад выпускники медицинского класса заставили немного задуматься о проблеме, которая была мне не очевидна. Я не помню тему занятия, но в какой-то момент одна девочка задала «неуместный» для того урока вопрос: «А вы знаете, что ЛГБТ3 — это признак вырождения нации?»
Вот что-что, а это утверждение я никак не ожидал услышать. Мое любопытство не уступает детскому, я отвечаю: «С чего это?» На что девочка говорит: «Я провела исследование.» Слово «исследование» еще сильнее возбудило интерес, английский мы ненадолго забыли. «Расскажи.» — прошу я. А она начинает засыпать меня названиями всяких статей, которые я в глаза не видел и на которые мне было все равно ровно до этого момента.
Она говорит: «А еще вы в курсе, что снижение на один процент темпа роста населения страны приводит к трехпроцентному росту ВВП1?» Я говорю, что, конечно, нет, а она продолжает. «А еще», говорит она, «если колонии крыс дать все, что они только захотят, то это приводит не к росту популяции и процветанию, а к снижению2. Крысы прекращают размножаться и вымирают.» Я, естественно, сразу полез на Google Scholar, нашел статьи, которые она упоминала, мы с детьми, в силу наших возможностей, их прочли и немного поговорили. А в конце они задали мне вопрос: «Как так, все говорят, что в России жить плохо, а темп прироста населения низкий?»
Действительно, как?
Второй случай был, прямо скажем, издевательский. Изучаю с детьми будущие времена английского языка. У нас есть некоторый текст, где времена представляются детям, а над текстом — картинка. Перед тем как начать работать с текстом, детям предлагается ответить на вопрос, почему у людей на картинке глаза с каждой новой эпохой увеличиваются?

Когда я им задал вопрос, одна девочка, которая увлекается биологией, говорит: «Вранье.» Я спрашиваю: «Что именно?» Ведь текст ни они, ни я еще не читали. Ее ответ: «Вранье выводы ученых касательно того, что со временем глаза человека увеличатся.» Я, ожидаемо, спрашиваю: «Почему?» На что девочка предлагает мне взять в руки мой телефон, iPhone 12, и просит, чтобы я дотянулся большим пальцем до противоположного края, используя одну руку. Наблюдая мой видимый дискомфорт, она говорит, что со временем у нас не глаза увеличатся, потому что это доминирующий канал потребления информации, а большие пальцы, чтобы было удобнее манипулировать гаджетом, который стал уже частью нас.
Вот такие вот дети, каждый год что-то новое. Каждый день они учат меня чему-то важному. А мы, учителя, думаем, что это мы — «светочи» знаний. Это просто прекрасно, быть «ненужным» таким детям.
Или вот еще загадка Жака Фреско, задала мне ее девочка из первой истории:
Было два козла. Сколько?
Ну так сколько? Сможете ответить и обосновать? Она смогла и обосновала, почему Фреско был не в полной мере прав.
П.С. Не подумайте, что мальчишки глупее, потому что рассказал в двух историях о девочках. Мальчишки не уступают. Вот из недавнего:
«Рустам Тельманович, скажите, что вы думаете о Витгенштейне, я прочел и немного не понял.»
– Т., 9 класс.
Ссылки
1. 1. Ahituv A. Be fruitful or multiply: On the interplay between fertility and economic development // Journal of Population Economics. 2001. № 1 (14). C. 51–71.
2. 1. Calhoun J. B. Population Density and Social Pathology // Scientific American. 1962. № 2 (206). C. 139–149.
3. Признана экстремистской организацией.