Три года назад я увлекся философией Cтоиков, а Аврелий стал моим любимым философом из великой тройки: Сенеки, Эпиктета и Аврелия.
Третий раздел второй книги в «Размышлениях» заставил тогда задуматься о том, что Аврелий имел в виду, когда писал:
Созидаемое богами преисполнено промысла. Приписываемое случаю также возникает не без участия природы, то есть в связи с тем, над чем господствует промысел. Все проистекает из этого источника, в нем и неизбежное, и полезное всему миру, часть которого – ты. Для всякой части природы благо то, что производит природа Целого и что содействует ее поддержанию. Изменения как элементов, так и сложных тел способствуют поддержанию мира. Вот мысли, которые должны дать тебе удовлетворение, пусть они будут твоим основоположениями. Умерь жажду книжного знания, чтобы не роптать, когда придет смерть. Уходя из жизни, храни спокойствие духа, воздав богам искреннюю, сердечную благодарность.
Суть «проблемы», которая встала передо мной, заключается в последних двух предложениях. Что значит умерить жажду книжного знания? Спустя три года мне кажется, что я нашел ответ.
Давайте сделаем так: я напишу свои размышления на этот счет через два дня, дав сообществу возможность высказать свои предположения. А чтобы было еще интереснее, в цифровом саду я «высажу» оригинальную заметку, к которой открою доступ во вторник. Посмотрим, насколько то, что думаю, отличается от того, что напишут в комментариях, куда я приглашаю вас поделиться мыслями.
Лучше научиться не читать, чем читать всё подряд, не зная меры
Именно такая мысль родилась накануне, но эта мысль – продукт размышлений всего прошлого года. На новогодних праздниках, когда я, наконец-то, сделал ремонт в кабинете, написал первую половину книги про науку нечтения, я случайно наткнулся на заметку «Читательская гонка». Короткая, в пару строк, заметка-вопрос следующего содержания:
С какой целью я читаю 40-60 книг в год, если только крупицы из изученного перерабатываются и находят место в жизни, в повседневной практике?
Аврелий оперировал словосочетанием «умерить жажду книжного знания», а три года назад я видел только слово «знание». «Книжное» я не регистрировал; для меня это слово не имело никакого значения, было лишь некоторым уточнением, но именно в этом слове, по моему мнению, кроется то, что имел в виду Аврелий.
На мой взгляд, в этой фразе зашиты четыре слоя глубоких размышлений о природе познания: практичность знания, наблюдение и исследование жизни, удовольствие от простоты мира, принятие того, что есть.
Практичность знания заключается в дихотомии между теорией и практикой. Это именно то, к чему стремится требовательный читатель. Для него теория не является целью; при необходимости что-то запомнить или понять, первый вопрос, на который он ищет ответ: зачем ему это делать? Применение доминирует над изучением, экспериментирование с феноменами гораздо веселее, чем изучение этих же феноменов. Цель требовательного читателя – не получить фундаментальное понимание, а улучшить жизнь, изменить модель поведения в соответствии с новообретенным знанием, даже если оно лишь поверхностное. Умерить жажду равнозначно деятельности, а не ещё большему знанию.
Наблюдение и исследование составляют второй слой этой фразы. И опять я возвращаюсь к требовательному читателю. К его умению не только находить связь между теорией и практикой, но и умению наблюдать, распознавать сложное устройство мира. В моменте увидеть, как что-то работает и понять, стоит ли что-то менять, а поняв, что изменить – менять, осознавая, какие последствия могут быть. Одержимость строгим академическим знанием лишает малых повседневных радостей, а ещё слепит. Когда увлекаешься теорией, приобретаешь некоторого рода близорукость, которая не позволяет увидеть сложную связь, которую образуют идеи, явления и процессы. Умерить жажду равнозначно манипулированию мыслями.
Иногда камень – это лишь камень, красота – это просто. Излишнее чтение превращает понятное в менее понятное. Чтение больше, чем необходимо, создаёт шум, мешающий увидеть суть. Требовательный читатель знает меру в чтении, которая балансирует между пониманием и непониманием, но сохраняет возможность радоваться жизни и простым истинам. Умерить жажду – это отсутствие необходимости усложнять там, где это не нужно.
Прими как есть. Последнее, что могу сказать про «умерь жажду», – это синдром упущенной выгоды, который подталкивает впихивать в себя, не зная пределов собственной впихуемости. Безмерное потребление информации и желание интеллектуально «саморазвиться» не должны доминировать над другими аспектами жизни: компанией друзей, приятным ужином с семьей, помощью нуждающемуся. Голод до знаний должен быть, но едва уловимый, как после вкусного, но не плотного ужина в ресторане.