Этого Джинна в бутылку не загнать
4 апреля 1986 года небольшой пикет из учителей математики привлек внимание общественности к появляющейся “проблеме”, которая грозила стать причиной коллапса образовательных устоев того времени. В руках протестующих были транспаранты следующего содержания:
Учителя математики протестовали против использования и обучения детей использованию калькулятора в школе. Обоснование у них было одно: это подорвет фундамент образования.
Прошло 37 лет, и мы в 2023 году так не считаем. Для нас калькулятор — повседневность, и образование не подорвано. Технически человечество далеко шагнуло от образа жизни 1986 года. Конечно, не так, как представляли себе Боб Гейл и Роберт Земекис в “Назад в будущее”, но для человека из 1986 года многое в 2023 покажется чудом.
Однако учителя снова близки к тому, чтобы начать забастовку. Теперь против искусственного интеллекта. Влияние, которое он оказывает на образование, кажется разрушающим, как когда-то в 1986 году. Нам кажется, что с развитием технологий ученику нет нужды думать. Какой в этом смысл, если можно загрузить задание по предмету и попросить ИИ предоставить развернутый ответ. Списывание приобретет невообразимый масштаб. Естественным интеллектом нет необходимости пользоваться. Образование в очередной раз находится под угрозой, исходящей от технологии. Но так ли это на самом деле, не сгущаем ли мы краски?
На прошедшем 31 октября мероприятии “Взаимообучение городов” учитель московской школы, Агамалиев Рустам Тельманович, рассказал о перспективах использования искусственного интеллекта в образовании в целом и обучении иностранному языку в частности. Слушателям наглядно продемонстрировали возможности систем ИИ, научили способам взаимодействия с технологией. Рассказали о сценариях использования ИИ в деятельности ученика и работе учителя.
Перед учеником открываются огромные возможности самопроверки, получения быстрой и развернутой обратной связи. А учитель приобрел себе исключительно умного помощника, который не только помогает в проектировании уроков, но и позволяет быстро и качественно проверять домашние задания, формирует по результату проверки обратную связь, которую можно прикрепить к электронному дневнику.
Возможности ИИ этим не ограничиваются. Технология может помочь в подготовке сценариев уроков МЭШ, создании серии заданий. Учитель в несколько запросов имеет возможность создать уникальные проверочные задания, удивительные иллюстрации, найти нужную информацию и получить развернутый ответ на сложный вопрос и многое другое.
Технология ИИ не противопоставляет себя учителю, а представляется автору спасительным кругом. Очень нужным инструментом, который появился как нельзя кстати. Этот инструмент, как когда-то калькулятор, для кого-то будет ценнейшей технологией, которая позволит добиваться большего, а кому-то предстает испытанием. Ведь впервые за десятилетия развития компьютерных технологий на земле появилась сущность, которая владеет языком слов и цифр значительно лучше, чем подавляющее большинство жителей планеты.