Вырванный фрагмент из книги о науке чтения, специально для лендинга курса «Как «нечитать» книги»
Прежде чем перейти к рассуждению о том, кто такой этот “требовательный читатель”, хочу поделиться показательной историей про Древний Рим, систему водоснабжения и падение империи. Тут следует сделать небольшую ремарку: это не более чем теория, которую никак не доказать. Прошу расценивать это как выдумку, аналогию, метафору. Не ищите в ней правды, история является иллюстрацией.
В Древнем Риме строители создали сложную систему водоснабжения. Вода по трубам доставлялась в дома, где образованные жители мегаполиса использовали её для своих нужд: готовили пищу, пили, мылись. Рим того периода был культурным и интеллектуальным центром мира. “Все дороги ведут в Рим”2. Существует, на мой взгляд, надуманная ироничная теория, что именно трубы и вода стали причиной падения Рима. Дело в том, что трубы, по которым доставлялась вода, были сделаны из свинца.
С водой в дома доставлялся свинец, тяжёлый металл, а накопленный эффект потребления тяжёлых металлов вызывает отравление. Отравление тяжёлыми металлами имеет серьёзнейшие последствия для психического и физического здоровья, поражая отделы головного мозга. Таким образом, человек становился не только “немощным”, но и глупым, невменяемым.
Сеть водоснабжения Древнего Рима доставляла в дома воду. Нам это кажется чем-то естественным и воспринимается как должное, и мы продолжаем строить сети. Информационные, в том числе, и внутри информационных сетей построили ещё несколько: социальные, профессиональные контакты и многие другие. В Древнем Риме в воде был тяжёлый металл, а в 21 веке мы знаем, как и что с ним делать, какая фильтрация должна быть, чтобы сделать воду безвредной. Но с информацией дело обстоит совсем иначе. Мы ещё не умеем отфильтровывать “отравленную” информацию и делать её безвредной.
Сознание радостно бежит за лайками, сердечками, читает, конечно, “проверенную” информацию из “надёжного” источника, которого чтец никогда ранее не видел. Незаметно для себя мы подменяем сложные мыслительные процессы быстрой реакцией, однострочными предложениями, злостью и ненавистью. Мозгу требуется информация, как телу вода, и он ненавидит противоречия, в которых необходимо разобраться. Время концентрированного усилия сжимается, маразм крепчает, становясь новой нормой и поощряется обществом. Цивилизованный спор гниёт под весом оскорблений, призывов к авторитету и карго-культу.
Возможно, Рим пал не из-за свинцовых труб, но наша культура травится своими же информационными “выделениями”. Требовательный читатель, в отличие от хорошего, который читает больше, предпочитает информационному отравлению нечтение.
Интересная тема. По роду занятий мне понятны практики глубокой мыслительной переработки исходного контента и групповая техника медленного чтения. Но все это касается текстов определенного типа, их вряд ли можно отнести к художественным. А есть ли какие-то наработки, традиции и практики углубленного чтения применительно к художественным произведениям? Например, к таким малым формам как стихи?
К художественным тоже есть. Я в своей книги об этом обязательно напишу. Самое простое, что можно рекомендовать сделать самому: прочесть Томаса Фостера, «Искусство чтения». Крайне полезное чтиво.