Зачем оно нужно
В свете выхода моей книги, где описано использование ИИ в современных реалиях и особое внимание уделено тому, как ChatGPT, Perplexity и другие инструменты, работающие на генеративных нейронных сетях, меняют деятельность учителя, я не могу не поделиться небольшим лайфхаком, который может использовать любой, кто желает сделать из нейросети не просто игрушку, а умного помощника.
Прежде чем перейти к инструкциям, имеет смысл вспомнить мой взгляд на роль учителя в надвигающейся эре ИИ. Перемены, свидетелями которых стали миллионы людей, – это лишь предвестники какого-то глобального изменения. Как в своё время паровой двигатель изменил культуру перемещения и характер торговли, а телефонные столбы с телефонами – природу взаимодействия людей на расстоянии, так интернет и ИИ изменили наши представления о мире. Исчезли отдельные континенты, страны и города, все переплелось в условной паутине, которая только и делает, что растёт каждое мгновение, производя всё больше текста и слов.
В таких условиях появление сущности, которая манипулирует неоднородными массивами данных, лишь начало, дальше нас ждут исключительные перемены. Многие думают, что это только к худшему, но я, напротив, разделяю евангелистские взгляды, то есть смотрю на технологию как на поддерживающую и помогающую. В конце концов, против калькуляторов тоже были протесты, однако без калькулятора (ЭВМ, продвинутый калькулятор) сейчас невозможно выполнить сложные вычисления. Так и с появлением сущности, манипулирующей естественным языком на фантастическом уровне, неизбежно приведёт к серьезным изменениям в профессиях, где манипулирование текстом является основной деятельностью. Журналисты пишут новости с помощью ИИ, маркетологи превращают простые и привычные рекламные кампании в удивительно креативные и неожиданные, врачи разбираются в тысячах диагнозов за считанные минуты, если не секунды, и подбирают более качественное лечение, а учителя создают сложные и интересные уроки всего парой запросов к машине, не говоря уже о проверке работ, предоставлении обратной связи, адаптации текста, транскрибировании аудио и так далее.
Личный «умный» ассистент
Мой сын сейчас в четвёртом классе, и честно говоря, я не самый лучший отец. Обо мне можно сказать: «сапожник без сапог». Вот уже двадцать пять лет я говорю на английском языке, пять лет успешно преподаю в школе и университете, пишу научные публикации о том, как научить читать, книги о работе с информацией, но на своих детей, особенно на младшего, сил после всего этого не остаётся.
Когда сын изучает времена и специфическую лексику, связанную с определённой тематикой, ему необходимо взаимодействовать с информацией в определённом ключе. Учитель, который обучает моего ребёнка, и он учится в той же школе, что и я, – грамотный профессионал, логично подходит к обучению детей. Она старается дать детям максимум за отведённые сорок пять минут.
Именно из-за того, что логика урока у учителя своя, у меня возникают трудности с адаптацией моего материала под конкретную задачу. Это несложно технически, но крайне энергозатратно интеллектуально и требует много сил, которых в конце дня уже не остаётся. Поэтому ещё месяц назад я был сапожником без сапог. Но всё начало изменяться, когда я подумал о том, чтобы написать свою собственную книгу с упражнениями.
И вот всё начало вставать на свои места. Темы у меня есть, учитель присылает их мне каждый раз в виде домашнего задания. Осталось только начать составлять. И здесь мне на помощь пришёл ChatGPT с его фантастическим умением манипулировать словами. Но вот незадача: каждый раз создавать новый запрос – это проблема, решить которую помогло последнее обновление сервиса.
А что, если создать себе проектировщика уроков? Через новую возможность сети, такую как GPTs, я спроектировал себе личного «бота». GPTs дает возможность при определённом наборе инструкций выполнять некоторые алгоритмизированные действия. Текущая инструкция у моего бота такая:
Interactive planner creating lessons from a knowledge base
As Lesson Planner, your primary role is to assist in creating culturally-rich and interactive lesson plans. When beginning a session, inquire about the lesson’s duration, student level, topic, and the user’s preferred teaching approach. If the user has no specific topic or materials in mind, utilize your knowledge base to suggest appropriate materials. This knowledge base includes various student books and course materials, such as ‘Solutions’ series textbooks and Arakin’s Practical English Course. Offer a range of options to choose from and provide suggestions for cultural aspects to include, if desired. Once a topic is selected, ask if the user has their own materials, and remind them that they can attach an image or paste text for reference. Then, craft each stage of the lesson plan, presenting three different exercise suggestions for each stage without elaboration. This allows the user to choose an exercise type, and then request detailed crafting from you. This approach ensures tailored, culturally informed, and interactive lesson plans.
В этой инструкции каким-то образом нарисовался институтский учебник Аракина, очень хороший, но с устаревшим контентом, в смысле с уже «вымершей» лексикой и древними текстами. Может быть, соберусь и перепишу его под современные реалии. Но по сути, инструкция коротко и по делу говорит, что нужно делать при появлении запроса. Она работает неуниверсально и часто выдаёт весьма неожиданные результаты, настолько неожиданные, что иногда удивляешься. Того, чего в этой инструкции не хватает и над чем ещё нужно поработать:
- Стандартизировать упражнения, то есть загрузить в неё все упражнения, которые я использую на уроках.
Есть, правда, нюанс: опасаюсь, что могу ограничить творческий потенциал сети, поэтому пока не начинаю. Скорее всего это будет сделано по-другому: я напишу методичку с упражнениями и примерами их конструирования, а затем загружу в GPTs как элемент её частной базы знаний, к которой буду обращаться, когда выбирается аспект языка: говорение, письмо, чтение или аудирование.
Планирование занятия
Когда учитель выставляет домашнее задание в дневнике, я его внимательно изучаю, решая, чему на самом деле хочу научить ребёнка, а что отложить на второй план. Вот пример задания:
Задать вопрос и дать ответ по образу: Anna/play tennis/every morning. Your sister/skate/sometimes. His brother/sail/usually. Sam/play the guitar/every day.
Значит, ребёнка нужно научить ставить глаголы в предложении в правильную форму с окончанием -s и понимать, что в предложениях, где у глагола есть окончание -s, вспомогательным глаголом является does. Замечательный план и отличная идея. Но у меня есть задание прошлой недели, где мы изучали действительные глаголы, дни недели и наречия частоты: make cakes, every day, wears a uniform, Tuesdays, twice a week, sells fruit, Fridays, Mondays, deliver letters. Мне важно, чтобы ребёнок вспомнил и это.
Я придерживаюсь дедуктивного подхода, когда мы идём от общего к частному и обучаем по мере работы тем явлениям, которые запланировали. Конечно, при таком подходе остаются фрагменты, которые не попадают под обучение, но это хорошо, так как мы оставляем пространство для развития лингвистической догадки. Дети учатся «додумывать» смысл непонятных слов, исходя из окружающего их контекста. Возможно, они не смогут точно перевести слово, но догадаются, о чём идёт речь. На мой взгляд, это важный аспект развития мышления: предугадывать и предвосхищать события или порядок представления идей в тексте.
Поэтому я прошу своего бота создать соответствующее задание:
I need to plan a lesson for my 10-year-old son, whose level of English is beginner. He is currently learning the concept of the present simple tense. He has a homework assignment to complete, which I’ve attached in the file. I need you to craft a text that could be used in a top-to-bottom approach, along with several exercises. One exercise is to put verbs in the correct form of the present simple tense, and another is to unscramble jumbled words.
The text must include words and phrases such as «make cakes,» «every day,» «wears a uniform,» «Tuesdays,» «twice a week,» «sells fruit,» «Fridays,» and «Mondays,» as well as «deliver letters.»
В результате генерации я получил текст и серию упражнений:
«Mr. Brown is a baker. He makes cakes every day. He starts his work early in the morning and wears a uniform to keep his clothes clean. On Tuesdays and Fridays, he creates special desserts for the weekend. Mrs. Smith is a postal worker. She delivers letters to the neighborhood. You can see her walking down the street with her bag on Mondays and Thursdays. Twice a week, she helps at the local library, organizing books. Mr. Patel owns a small stall in the market where he sells fruit. He enjoys talking to his customers about his fresh produce. On Wednesdays and Saturdays, he goes to the countryside to pick the best fruits himself.»
Я не прикрепляю всю серию упражнений, чтобы не занимать ваше время, но при необходимости напишите в комментариях.
Идея заключается в том, что каждый раз, когда учитель задаёт новое домашнее задание, я продолжаю свой диалог с GPT, прося добавить новые слова и грамматические конструкции, повторить часть уже изученного. Через месяц такого проектирования у меня появилась целая серия уроков, заданий, текстов, изображений, которые я также прошу его создать. Например, сегодня у ребёнка к изучению грамматические конструкции there is и there are, а также использование количественных слов, таких как much, many, a lot of и any с фруктами, которые мы изучили несколько уроков назад. На мой запрос GPT спроектировал следующий текст и задания к нему:
Every Friday, there is a bustling market in our small town. There are many stalls with a lot of fresh produce on display. Right now, there is a baker, Mr. Brown, who has many loaves of bread and a lot of delicious cakes. There is also Mrs. Lee, who doesn’t have much time today, as she is seeing many patients at her clinic. But there is always time for a quick lunch, and she is buying a lot of fruits and vegetables.
In one corner, there is a stall with many different types of cheese, and next to it, there is a stand with a lot of olives. There aren’t many customers at the cheese stall yet, but there are a lot of people buying olives. Tommy is there with his mother, and they are looking for some tomatoes. «Do we have any tomatoes at home?» Tommy asks. «No, there aren’t any left,» replies his mother, «so we need to buy a lot of tomatoes to make a salad.»
At the same time, there is Officer Singh, who is walking around the market. He doesn’t have much work today because there aren’t many problems to solve. He sees that there is a new stall with mangoes and thinks, «There are so many mangoes! I should buy some.»
Этот текст отлично подходит для упражнений на заполнение пропусков, упражнений на определение правдивости утверждений и ситуативных речевых упражнений, которые учат использовать конструкцию в речи, опираясь на текст. Немного поработав над упражнениями, у меня получился неплохой план урока с текстом, упражнениями и конечным речевым продуктом.
Небольшое заключение
Вместо того, чтобы тратить часы на написание и адаптацию текста, построение системы упражнений, подгонку текста под индивидуальные потребности ребёнка, мне потребовалось всего лишь запрограммировать бота, сделать один запрос и немного адаптировать характер и порядок упражнений.
Супер. Сделай отдельную серию постов для «колхозников» по обучению GPT под себя. Прям с нуля — куда заходить (сайт, бот, софт), как инициировать бота, как сделать так чтобы он не делал каждый раз одни и те же ошибки, а обучался именно на твоих запросах. Смотрю на твои сгенерированные картинки, потом смотрю на то, что получается у меня, и плачу. Где-то от грусти, а где-то от смеха, настолько «уродский» результат мне дает необученная сетка
Кстати, кстати. Но тут же надо понимать, что работает это исключительно под «оригинальной моделью». А так идея прикольная.
У меня тут на днях один ученик чудо с этой байдой сотворил, написал программу при помощи GPT )
> Где-то от грусти, а где-то от смеха, настолько «уродский» результат мне дает необученная сетка
Скорми custom GPT две инструкции:
Prompt Generation Guidelines:
Create prompts that paint a clear picture for image generation. Use precise, visual descriptions (rather than metaphorical concepts).
Try to keep prompts short, yet precise, and awe-inspiring.
Prompt Structure:
“A [medium] of [subject], [subject’s characteristics], [relation to background] [background]. [Details of background] [Interactions with color and lighting]. («Taken on:»/»Drawn with:»)[Specific traits of style]”
Medium:
Consider what form of art this image should be simulating.
Subject:
What is the main focus, reference-
Colors: Predominant and secondary colors.
Pose: Active, relaxed, dynamic, etc.
Viewing Angle: Aerial view, dutch angle, straight-on, extreme closeup, etc
Background:
How does the setting complement the subject?
Environment: Indoor, outdoor, abstract, etc.
Colors: How do they contrast or harmonize with the subject?
Lighting: Time of day, intensity, direction (e.g., backlighting).
Style Traits:
What are the unique artistic characteristics?
Influences: Art movement or artist that inspired the piece.
Technique: For paintings, how was the brush manipulated? For digital art, any specific digital technique?
Photo: Describe type of photography, camera gear, and camera settings. Any specific shot technique? (Comma-separated list of these)
Painting: Mention the kind of paint, texture of canvas, and shape/texture of brushstrokes. (List)
Digital: Note the software used, shading techniques, and multimedia approaches. (List)
И вот эту:
1. Generate images, based on your detailed prompts using DALL E 3.
— Always bring the idea alive, with bold and interesting choices for every element of the prompt.
— Always follow the Prompt Guidelines
2. Suggest four brand new ideas that I can riff off.
— These should be simple concepts not full prompts
— Try to take inspiration from the last suggestion I gave you rather than the full prompt
That’s it! I don’t need any further context. The less fluff you include around the generations the faster I will see the images, and be able to iterate my ideas.
Defaults (unless otherwise specified/implied):
1. Default aspect ratio: Please use a Square aspect ratio (1:1).
2. Default style: Photograph. Include camera settings, type of photography and gear.
3. Always produce four images and suggest four new ideas.
IMPORTANT: Avoid words or concepts that go against terms of service. Do not infringe on anyone’s copyright; do not use suggestive or explicit imagery in your prompts. Do not emphasize or imply any elements that would not be considered G-rated.
Результат твоих генераций вырастит многократно