Все читают. Каждый из нас так или иначе начинает день с чтения и заканчивает тем же чтением. Символы на бумаге, экране смартфона, обертке из-под съеденного батончика шоколада пронизывают все уровни жизни. Хотим чему-то научиться, ищем соответствующую книгу или статью. Желаем узнать, в какую сторону повернуть на автостраде, читаем информацию на висящем указателе. Думаем, что заказать в любимом ресторане, читаем меню. Договариваемся с другом о встрече, отправляем друг другу буквы, соединенные друг с другом. Чтение открывает возможность человеку передавать что угодно куда угодно и когда угодно.
Культура чтения с каждым веком изменялась и привносила что-то новое. До изобретения Гутенбергом печатного пресса в 15 веке производство книг было дорогим предприятием. Монахи кропотливо переписывали каждую строчку вручную. Книга была редкой, дорогой и достоянием элиты. В 1450 году Гутенберг представил печатный пресс, который производил книги быстрее и качественнее монашеских писцов, как следствие, цена книги существенно снижалась, и чтение стало доступно многим, что в свою очередь стимулировало развитие грамотности.
С ростом грамотности в Европе росла популярность романов. В 18 веке Дефо, Филдинг, Ричардсон были популярным чтением. Роман стал не только публичным, но и личным, когда каждый мог найти что-то для себя. А русская литературная культура чудесным образом приобрела Пушкина, Лермонтова, труды которых в дальнейшем подхватили и подняли до фантастически высокого уровня Достоевский, Толстой и Тургенев.
Дальше были газеты, бульварные романы, самиздат, а середина 20 века пережила бум массового книгоиздания, когда появились книги в мягкой обложке. Конец 20 и начало 21 века ознаменовались появлением цифровых технологий, интернета. Сайты, блоги, личные странички, социальные сети создали нескончаемый поток текста, а ридеры на электронных чернилах позволили носить с собой целые библиотеки.
21 век увел нас еще дальше, предложив иммерсионное чтение. Чтение с погружением в среду виртуальной и дополненной реальности. Интерактивные книги, где есть не только текст и неподвижные картинки, но и музыка с видео. Так или иначе письменная речь, а чтение это именно что интерпретация письменных символов, превратилась из относительного не простого процесса, понимания связи букв со звуками и составлении из этого слова, предложений и целых историй в тесно связанную систему навыков.
Пониманием шрифта, языка, которым написан текст, контекста в котором он существует и, наверное, одно из самых важных, какое влияние этот оказывается текстом на человека или группу людей. В конце концов, цель коммуникации – это изменить чью-то точку зрения. Текст это тоже способ коммуникации, в ходе которой многое может измениться.
Чтение, под которым подразумевается не только понимание букв, где-то написанных, но и распознавание, услышанных звуков является переплетением стратегических и автоматических аспектов владения как устной речью, так и способностью извлекать смысл из написанного текста. Скарбороу, представила чтение, как переплетение нитей веревки, состоящей из восьми ключевых навыков1.
Она предположила, что чтение можно рассматривать через два аспекта: понимания языка и распознавания слов. Каждый из аспектов, сам по себе является сложным переплетением того, что необходимо знать и применять опытному чтецу.
Понимание языка | |
---|---|
Соотносить прочитанное с прошлым опытом | Знания, которые помогают в понимании текст и речи |
Обладать богатым словарным запасом | Знание значений слов и то как они связаны друг с другом |
Знать грамматику языка | Понимание грамматики и структуры предложений |
Владеть навыками логического анализа | Умение рефлексировать над прочитанным для поиска скрытого смысла |
Уметь распознавать типы текстов | Понимание жанров, принципа как читать, структуры книг и письменного текста |
Распознавание слов | |
---|---|
Фонетическое восприятие | Распознавание и манипулирование звуками устной речи |
Декодирование | Соотнесение букв и звуков для чтения письменных слов |
Распознавание на вид | Мгновенное распознавание знакомых слов без необходимости их произносить |
Верхняя часть веревки, в которой переплетаются опыт, словарный запас, грамматика, логика и текст, отвечают за выбор стратегии чтения. Читать полностью, частично или достаточно пробежаться по аннотации с предисловием. Выбор разделов книги, в которые стоит погрузиться для детального изучения вопроса. Иными словами читать ли поверхностно или вникать в детали.
Нижняя часть веревки отвечает за автоматизацию процесса, чем более ярко выражены навыки, тем быстрее и точнее воспринимается текст.
Две нити веревки формируют процедурные, автоматические аспекты чтения, а также умственные способности высокого порядка, отвечающие за понимание и осмысление текста. Все вместе это дает возможность без труда маневрировать среди слов, глубоко понимать мысли, заключенные в тексте и возможность манипулировать многочисленными идеями из разных источников.
Часто за умение читать принимается нижняя часть веревки, те навыки, которые легко автоматизируются и которые формируются еще в начальной школе. Согласен, этого в большинстве случаев для чтения этого достаточно. Например, когда мы листаем ленту социальной сети или ищем глазами указатель поворота на дороге. Когда просматриваем трехстрочные новости или чью-то публикацию в личном канале. На даже это часть претерпела изменения.
Шрифты имеют разные формы, наклон, выделения. Сам алфавит стал другим, буквы приобрели десятки тысяч новых способов написания. Попробуйте дать учащемуся второго класса дать прочитать текст, написанный шрифтом “Propaniac Regular”2, в глазах будет растерянность и непонимание. Буквы, которые еще в прошлом веке принято было видеть в книгах и на вывесках магазинов, “спрыгнули” на другие поверхности. Указатели пути на асфальте, граффити на стенах, упаковка чипсов, в телевизионной рекламе, представлены в виде титров на экране.
Читать линейный текст или текст, написанный в виде списка это две разные модели восприятия. Абзац, который написан выше, в списочном представлении выглядит вот так:
- Шрифты имеют разные формы, наклон, выделения.
- Сам алфавит стал другим.
- Буквы приобрели десятки тысяч новых способов написания.
- Попробуйте дать учащемуся второго класса дать прочитать текст, написанный шрифтом “Propaniac Regular”2.
- В глазах будет растерянность и непонимание.
- Сам алфавит стал другим.
- Буквы, которые еще в прошлом веке принято было видеть в книгах и на вывесках магазинов, “спрыгнули” на другие поверхности.
- Указатели пути на асфальте.
- Граффити на стенах.
- Упаковка чипсов.
- В телевизионной рекламе.
- Представлены в виде титров на экране.
Мои заметки, которые, к слову, прямо сейчас используются для написания этого текст, написаны как раз в виде списка. У этого есть свои причины, о которых мы поговорим во второй части этой книги.
Вернемся к чтению. Зонке Аренс говорит, что любой интеллектуальный труд начинается с письма3, я же не совсем с этим согласен. По моему мнению любой интеллектуальный труд начинается с чтения, а заканчивается письмом. Студенты записывают конспект после того как услышали или прочитали текст. И форма записи конспекта тоже может быть разной. Линейный текст, текст, написанный списком, метод заметок Корнелла, интеллект карты, скетч заметки.
[!warning] Пример
Тут нужно приложить изображения разного вида заметок.
Это малая доля того, какие формы в 21 веке приобретает текст и не самое значимое изменение. Что серьезно преобразовалось за столетия и особенно за последнее, так это сам язык, которым пишут и используют в речи. Объем производимых букв с каждым годом только растет, а вместе с количеством меняется и качество, не всегда в лучшую сторону. Михаил Наумович Эпштейн, когда-то написал крайне любопытную статью “Информационный взрыв и травма постмодерна”4, в которой рассказывается о взрывном росте производства информации. И с ним трудно не согласится. Количество производимого контента, который практически полностью состоит из текста выросло до неимоверных размеров. В 2022 году, DOMO, представили очередной отчет “Data Never Sleeps”5, в котором рассказывается количество производимого информационного шума на планете. Вот некоторые любопытные цифры.
Количество информации каждую минуту:
- 16 миллионов текстовых сообщений.
- 231,4 миллиона электронных писем.
- 1 миллион видео стриминга в YouTube
- 104,6 тысяч часов ZOOM конференций.
Все это состоит из текста. Много ли это? Я не могу дать однозначного ответа, много в сравнении с чем или с каким историческим периодом? Но что я могу сказать с определенной точностью, так это то что вседоступность и индустриальные объемы производимой информации изменили качества текста.
Читать диалоги Платона и читать Джеймса Клира – это две совершенно разные задачи. Одна проза, медленная, подталкивающая к поиску не простых ответов казалось бы простые вопросы. Другая, на мой субъективный взгляд, слишком простая, чтобы найти что-то практическое у Клира, нужно достаточно серьезно интерпретировать, написанное им. Язык, которым написан текст играет ключевую роль в понимании идей и замыслов зашифрованных в книге.
Бесспорно, понимание фонетики, грамматики, синтаксиса языка и семантики конечно важно. Интуитивное знание этих элементов обеспечивает беглое и относительно быстрое чтение. Большинство учителей ограничиваются обучением этих элементов, а для глубокого понимания текста этого недостаточно. В какой-то момент, обычно в старшей школе, дети начинают принимать участие в местных научных конференциях. Научные руководители, назначенные школой, предоставляют поддержку в подготовке работы, соблюдении сроков, объема, темы. Однако при этом настоящий стресс у детей заключается не в этом. Они просто не понимают научный текст. Текст, который написан в учебнике по биологии, существенно отличается словарем и понятийным аппаратом, использованным, например, Ричардом Докинзом в “Эгоистичном Гене”. Чтобы понять не учебный текст, чтецу необходимо, расширить словарный запас до нужного уровня, изучить специфическую терминологию.
Приведу небольшой пример моих мучений, аналогичных тех, что ученики старшей школы испытывают при работе с научными текстами при подготовке к конференциям. В 2019 году, очень захотелось узнать что такое Стоицизм, как и любой человек, желающий что-то изучить, начал с книжного магазина. Выбор пал на несколько книг:
- Практикующий Стоик.
- Думай как Римский император.
- Размышления.
- Диалоги Платона.
Вот последняя книга и сломала мои зубы. Дело в том, что до того как я открыл ее, у меня была вера в себя. Читать умею, людей этому учу, в школе работаю. Но не тут то было.
Дело в том, что понимание Диалогов, требует значительно больше от чтеца, чем три предыдущие книги. Знание исторического периода, особенностей взаимоотношений между, реально существовавшими персонажами и вымышленными, но самое главное инструментов Сократа, которые он использует для создания ситуации диалога, какую роль и место они занимают в повествовании. Какую цель ставит перед собой в диалоге каждый из участников и много другого.
Когда, с чувством недоумения я обратился к профессору философии с вопросом о том, что особенного в Диалогах, мне ответили что их нужно понимать, а для этого нужен наставник. Так и вышло, через год и еще три книги о философии, пришло сравнительное понимание текста. Платон это особый случай, однако, случай показательный, прекрасно иллюстрирующий сложности неопытного чтеца.
Эленх, Апория, Систола, Диастола являются одними из основных инструментов диалога, при котором можно создать ситуацию, требующую совершить усилие над собой. Решить какую-то проблему. Сократ использует их налево-направо, однако, тебе, дорогой читатель, эти слова сейчас если и понятны в произношении, непонятны по смыслу. И чтобы понять какой смысл в них заложен, нам нужно договориться, ну или хотя бы разобраться в значении и потом уже, в использовании. Иными словами, нам нужно построить общий словарь терминов, а человеку личный словарь, чтобы понимать текст, который имеет под собой более чем одну интерпретацию.
Фонетика решает задачу чтения, она акцентирует внимание на связи между звуками и буквами, позволяет декодировать, написанное слово, а словарный запас определяет набор слов, который используется в повседневной жизни. Например, понятие парадокс нам знаком, а апория нет, хотя смысл одинаковый. Человек без опыта изучения философии может, и не знать какие слова используются в коммуникации между философами. Истинное понимание языка – это не способность прочесть слова в соответствии со значением букв, а понимание текстов, написанных для разных областей: учеными, математиками, историками, химиками, музыкантами, учениками и педагогами, режиссерами и актерами. Список можно продолжать и продолжать. Каждый дисциплина имеет уникальный для нее словарь терминов, понятий и контекст использования уже известных слов.
У меня есть сообщество, в котором удивительным образом сошлись вокруг вопроса написания заметок. Вроде бы относительная простая тема, пришла идея – запиши. Но это лишь на первый взгляд, для примера несколько предложений:
Писал вечнозеленную на основе 3-4 reference/sourse и такое прям сильно облегчило процесс.
Здесь человек рассказывает, что составил заметку, которая совмещает в себе несколько идей и определенно будет иметь развитие, а англицизм “reference/source” является источником, послужившим вдохновением для заметки.
Приветствую эксперты вторых мозгов, зеттелей …
А тут имеет в виду людей, ведущих системные заметки, которые принято называть “вторым мозгом”. “Зеттель”, явно ссылается на систему ведения заметок, использовавшуюся Никласом Луманом, “Zettelkasten”.
Чтобы приобрести беглость чтения подобного текста, а это еще не самый сложный случай, необходимо составить некоторую ментальную модель, позволяющую автоматически распознавать слова и читать с пониманием. Автоматизация решает под собой единственную задачу, предоставить возможность сосредоточится на значении текста, выявить запланированное намерение автора.
Вот еще один пример для иллюстрации этой идеи. У нас в руках две книги, одна “Искусство спора”, написанная Сергеем Поварниным в начале прошлого столетия, другая “Преступление и Наказание”, написанная Достоевским, признанным классиком прозы. Следует ли их читать одинаково или к каждой книге должен быть индивидуальный подход. Мой ответ – индивидуальный. “Искусство спора”, написано в виде причинно-следственной связи, где каждая новая глава и каждая отдельная идея, если не следуют из предыдущей, то точно как-то с ней связано. Поварнин в своих книгах строго придерживался этого принципа, поэтому они читаются легко и понимаются просто. Достоевский преследует иную цель, он показывает сложные причины страданий Раскольникова от того, что его любимая сестра Дуня, по факту продает себя, чтобы он смог продолжить образование. Обе книги решают одну задачу, передать некоторую, уникальную мысль. Поварнин и Достоевский вознамерились нам что-то сообщить, мы это принимаем и понимаем, но для расшифровки их намерения необходимы разные мыслительные инструменты.
Ученые и писатели художественной прозы подходят к написанию текста с разных сторон. Ученый конструирует, для того чтобы понять, как мир работает, природу и происхождение тех или иных феноменов, а писатель описывает события, происходящие в мире под разными углами и взглядами. И тот и другой взгляды важны, но читатель понимает их разными способами. Разбираться в том, какой текст лежит перед нами крайне важно еще до начала чтения, не каждая работа является работой уровня Поварнина и Достоевского, в 21 веке мы стали жертвой “информационного взрыва”, следствием, которого стала полная утрата навыка глубокого и вдумчивого чтения.
Мы производим невообразимый объем информационного шума, а читаем его, как обычно: строка за строкой, все на что падает взгляд, трансформируется из символов на бумаге в мешанину понятие и контекстов в головах, а в последствии информационному отравлению. Как бы парадоксально это не звучало, но чем меньше знаешь, тем лучше спишь. Михаил Наумович Эпштейн, поставил вопрос гораздо серьезнее: хватит ли человеку, плавающему в бесконечном информационном потоке, отведенному природой времени, чтобы обрести идентичность, понять кто он есть, зачем он есть и какова его роль. Поиск своего я и самоопределения, первейшая необходимость, стоящая за умением читать и разбираться в том, какого качества материал находиться в руках и читающего.
Чтение из относительно простой деятельности выросло в сложную, многоуровневую систему взаимодействия с информацией. Декодирование, является лишь отправной точкой в сложном процессе понимания. Собственно, вся эта книга про навыки и стратегии чтения. Все они, то о чем говорила Скорбороу и о чем я пишу на этих страницах относится к значительно более высокой цели, которая лежит в основе единственного логичного объяснения причины, почему мы, все-таки, читаем: расширить начальное понимания того или иного явления через текст. А уже это требуется от читателя не только соотнесения букв со звуками, а использование определенных подходов: интерпретации, детализации, анализа, синтеза, обобщения, рассуждения и трактовки различных видов текста.
Возможно, одним из менее заметных аспектов чтения является общение с другими людьми. Нам свойственно не только изучать что-то новое, но и рассказывать об этом новом. Не так давно, я начал активно использовать ChatGPT в своей деятельности в школе. Для подготовки упражнений к занятиям или изменении существующих в учебно-методических комплексах. И этот процесс такой простой, но чтобы кто-то еще его применил, нужно об этом рассказать. Можно провести серию мастер классов, а можно написать. Из этой практики выросло два больших исследования, для написания которых потребовалось прочесть пару десятков статей и несколько книг. Чтобы рассказать о явлении, необходимо изучить явление. Получается, что текст – это не только морфология, синтаксис, фонетика, звуки, буквы, слова и предложения, а некоторый посредник в общении и распространении идей.
Однако прежде чем продолжить размышлять о книге как о социальном посреднике, необходимо рассмотреть как сам процесс чтения и использования языка влияет на нас и на характер общения.
Next:: [[Речь и мышление. Что мы знаем о том как текст, который мы прочли повлиял на нас]]
Список литературы
1. 1. Scarborough H. S. [и др.]. Connecting early language and literacy to later reading (dis)abilities: Evidence, theory, and practice // Approaching difficulties in literacy development: assessment, pedagogy, and programmes. 2009. C. 23–39.
2. 1. Шрифт Propaniac Regular — скачать на oFont.ru [Электронный ресурс]. URL: https://ofont.ru/view/5682 (дата обращения: 11.09.2023).
3. 1. Ahrens S. How to Take Smart Notes: One Simple Technique to Boost Writing, Learning and Thinking – for Students, Academics and Nonfiction Book Writers / S. Ahrens, North Charleston, SC: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017. 176 c.
4. 1. М. Н. Эпштейн — Информационный взрыв и травма постмодерна // РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА [Электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/istoriya-razvitiya-obrazovaniya/item/1647-m-n-epshtejn-informatsionnyj-vzryv-i-travma-postmoderna.html (дата обращения: 03.04.2022).
5. 1. Data Never Sleeps 10.0 | Domo [Электронный ресурс]. URL: https://www.domo.com/data-never-sleeps (дата обращения: 11.09.2023).