Мысль грузит мозг или как научится мыслить глубоко

Несколько лет назад было принято решение изменить жизнь и остановить гонку за достижениями. Принятие решения было долгим, болезненным и сложным, изменившим жизнь чуть более, чем полностью. Так я превратился из корпоративного топ-менеджера в школьного учителя. Полгода в школе явно показали, что драйв здесь совсем другой, и с этим надо что-то делать. После некоторых размышлений родилась идея написать диссертацию по лингвистике. Идеи есть, надо брать и делать. И здесь пришло первое откровение: наличие идеи не то же самое, что выраженная идея.

Как только садился писать диссертацию, все идеи, которые роились в голове, куда-то улетучивались, или даже не идеи, а мираж идеи, растворялся при прикосновении с реальностью. После очередной попытки «написать» я понял, что с этим что-то необходимо сделать. Мысль в голове, даже здравая и логичная, не значит, что она сможет найти выход в материальном выражении. И вот с осознания проблемы: мысль ничего не значит, начался длинный путь в несуществующую дисциплину управления знаниями. Вернее, я тогда ещё не знал, что она именно так называется.

В моей активной ротации чтения всегда находятся 3–4 книги, которые читаются в зависимости от настроения, в год прочитывается от сорока до шестидесяти книг. Однако только когда пытаешься выразить мысль на бумаге, осознаёшь, что 40–60 книг – это не много прочитанного, а скорее груз сознания. Мысли и идеи, которые появляются после прочтения, не находят выхода и начинают грузить мозг. Часть идей и мыслей оседает в заметках, комментариях к цитатам в книге. Я думал, что среди подобного можно найти материал для диссертации.

Нет, оказалось, что нельзя. Выделенная и сохранённая идея не означает ровным счётом ничего. Набор слов, вырванных из контекста, является, в лучшем случае, отблеском гениальности автора их написавшего, но ко мне они никак не относятся. Если взглянуть на список книг в ридере – это пара тысяч наименований. Часть книг прочитана полностью, часть – наполовину, а часть удостоилась беглого взгляда. В каждой что-то выделено и прокомментировано. И всё.

Первое откровение после ревизии прочитанного – я работаю с книгами, как неумелый библиотекарь. Складываю в кучу всё, до чего дотягиваются руки и сознание. Педагогика, бизнес, социология, философия, психология, финансы и т. д. – всё в одной куче. Книги, заметки, идеи и мысли лежат и покрываются цифровой пылью. С этим решительно что-то необходимо было сделать. Тем более что предстоит написать диссертацию. Должен быть более удобный способ организации заметок и идей. Наверняка! «Спросим у ‘гугля'».

Как ни печально об этом заявлять, но на русском языке нет достойной литературы, посвящённой организации мыслей и идей. Одни переписанные статьи и сжатые обзоры литературы англоязычных авторов. Но среди всех пересмотренных материалов одно слово встречалось чаще остальных: zettelkasten. Это немецкое слово, на русском прямым переносом звучит как цеттелькастен. Чем больше читал, тем больше понимал, что это именно то, что мне нужно. Но читать вольные пересказы нет никакого желания, нужен первоисточник, и им стала книга «How to Take Smart Notes», написанная Сёнке Аренсом, русского перевода у неё нет. В книге автор описывает систему управления заметками, которой пользовался Никлас Луман – очень продуктивный учёный, издавший при жизни 400 статей и 70 книг. Я не могу сейчас сказать ничего о качестве написанных им научных работ, не читал их. Но то, что система хранения заметок помогла ему в этом – определённо. Если он смог написать столько, то, возможно, и мне удастся написать диссертацию. Надо пробовать.

На практике оказалось, что цеттелькастен – это не волшебная пилюля, не чудесный алгоритм, а очень простая, но глубокая система хранения заметок. Система, которая при правильном использовании помогает добраться до неожиданных инсайтов. И как всё гениальное, она проста, как молоток и гвоздь. Состоит из нескольких ключевых элементов, которые обслуживают две функции системы: хранение и извлечение.

[!NOTE] Элементы системы:

  1. Заметка должна содержать одну идею.
  2. Идея должна быть автономной.
  3. Между идеями должна быть связь.
  4. Связь следует объяснять.
  5. Писать своими словами.
  6. Добавлять ссылки на источники.
  7. Писать собственные мысли.
  8. Не думать о структуре системы, это не важно.
  9. Ничего не удалять.
  10. Добавляйте идеи, не боясь, что они могут показаться глупыми.

Вот уже несколько лет все заметки из книг и идеи находят место в цеттелькастене, написаны научная статья и диссертация. Появились планы ещё на три статьи, для которых я собираю материал. Но это всё просто меркнет в сравнении с тем, как изменилось качество мыслей, насколько мышление стало глубоким и осознанным. Мыслить здраво — очень сложный процесс. Мышление никогда не происходит в действительности или в ситуации. Оно происходит в отрыве от неё и всегда находит выход в каком-то выражении: тексте, схеме, процессе, связи, статье, диссертации. Как следствие, мыслить внутри процесса невозможно, оно требует инструмента. Бумага или экран монитора — отличные кандидаты. Мысль выражается в тексте. Это крайне индивидуальная форма деятельности, которая приводит к изменениям представлений о сути вещей. Однако простая мысль может потеряться даже в стройной системе. Чтобы не потерялась, ей требуется связать с реальностью, опытом, другой мыслью. Таким образом, создаётся прочный каркас знания.

Чем больше работал с цеттелем, тем больше понимал, что форма не имеет никакого значения. Система, описанная Луманом, была до него. Так писали Лондон, Набоков, Азимов. Систему использовали для метабрейншторомов в университете. При желании можно найти методичку «Crowford’s slip method».

За три года использования системы её сложно назвать цеттелькастеном в чистом виде. Она больше похожа на систему управления знаниями. Инструмент извлечения ценности из информации. Связи с опытом и трансформации полученного знания в понимание через действие. Самое простое действие в моей системе — написать что-то.

Моя база управления знаниями — это умный друг, к которому можно обратиться со сложным вопросом и, при определённых усилиях, получить неожиданный, глубокий ответ. Но этому следует учиться. В построении модели управления знаниями мне помогает сообщество Zettelkasten RU, а также гиганты мысли, прочтение их трудов может значительно повысить качество и глубину мышления.

  1. Mortimer Adler — How to Read a Book.
  2. Сергей Поварнин — Как читать книги для самообразования.
  3. Sönke Ahrens — How to Take Smart Notes.
  4. Tony Buzan, Barry Buzan — The Mind Map Book (Интеллект карты).
  5. Edward Burger, Michael Starbird — The 5 Elements of Effective Thinking.
  6. Barbara Oakley — Learning How to Learn.
  7. Barbara Oakley — A Mind for Numbers (Думай как математик).
  8. Георгий Щедровицкий — Оргуправленческое мышление.
  9. Diane F. Halpern — Thought and Knowledge (Психология критического мышления).
  10. David Deutsch — The Beginning of Infinity (Начало бесконечности).
  11. Wolfram Eilenberger — Time of the Magicians.

К сожалению, многие из этих книг так и не переведены на русский язык. Но именно эти книги учат логике, навыкам конспектирования, чтению, синтезу и обобщению, умению ставить вопросы и искать не там, где показали, умению рефлексировать и понимать, как думать.

Если кому-то показалась идея управления знаниями интересной и полезной, то, быть может, имеет смысл рассказать про этапы, которые существуют в моей системе? Дайте знать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *