После появления чуда GPT-4 остаётся один последний вопрос. Он немного похож на тот, с которым мы начали:
Если мы можем найти что угодно или в нашем распоряжении имеется умная машина, выполняющая по запросу практически любое наше требование, написать текст эссе, решить пример, составить урок. Зачем учиться чему-либо?
Крайне провокационный и логичный вопрос, особенно после того как мы увидели некоторые возможности ИИ. Поверьте – это далеко не всё. Однако ответ на него значительно менее очевиден, чем кажется большинству. Кто-то будет переживать, что человек теряет контроль или, того хуже, идентичность, а кто-то возрадуется, что наконец-то рутинный труд будет выполнять что-то другое, оставив человеку пространство для мышления. А вместе с подобными изобретениями изменяются и другие аспекты деятельности человека; образование не исключение.
Цели обучения всегда менялись: от распространения грамотности в конце 19 века до воспитания поколения строителей, кому выпала судьба отстраивать страну после разрушительной войны.
Технический прогресс, социальные и экономические изменения в обществе подталкивают измениться и образование. В 21 веке фокус образования перемещается на другие практические, социальные и эмоциональные функции человека.
Из этого предположения вытекает ещё одно, не менее провокационное: Что будет нужным или важным в будущем? К чему готовить школьника или студента? Редкий учитель, на вопрос, ответ что-то из того, что он на самом деле преподает. Учитель математики не скажет, что дроби или интегралы важно знать. Учитель английского или русского не будет настаивать на важности понимания Чехова, Байрона или Шекспира. А учитель биологии вряд ли скажет, что ученику важно знать роль и место, которые играют митохондрии в организме человека. Все без исключения заявят, что важно уметь учиться быстро и глубоко, чтобы быть конкурентоспособным, мыслить критически и системно, выражаться логично и понятно, знать и понимать этические аспекты деятельности, ну и конечно уметь взаимодействовать с другими. Здесь возникает и конфликт целей и средств. Учить, по мнению учителей, следует одному, а учим по факту другому.
Как уже было сказано, обучение – это лишь побочный продукт образования, целью является нечто иное, значительно более важное: умение мыслить и действовать со знанием дела при любых обстоятельствах. Практическая сторона образования приобретает новый смысл: найти хорошую работу. Среднее образование – это дверь к высшему образованию, высшее – предоставляет возможность хорошей жизни и финансовой независимости. Обучение превратилось в некий знак качества, на который обращают внимание будущие работодатели. Образованный кандидат уже имеет минимальный набор интеллектуальных и социальных качеств и, следовательно, достоин, чтобы на него обратили внимание.
Школа и университет меняют функцию прямо на глазах учителей. Экономическая заключается в том, что помочь учащемуся достичь финансовой стабильности. Социальная учит тому, как маневрировать в информационном потоке, понимать политические, экономические и социальные аспекты и ситуации. Личная — найти хобби, узнать свой интерес, построить отношения. Идеология школы и университета не изменилась; деятельность образовательных учреждений как отражала в прошлом девиз русской школы, так и отражает сегодня:
Учить всех, учить всему и научить.
Цели обучения немного изменились, а вместе с ними и роль учителя. Вместо огня знаний учитель приобрёл свет маяка, при помощи которого направляет и ведет своих подопечных.