Луман и последовательная нумерация

Система Лумана, та самая, которую все называют «Цеттелькастен», но мало кто понимает, что это такое на самом деле, имела множество элементов: индексные карточки, постоянные, литературные и мимолетные заметки, библиографический справочник и сквозную нумерацию. Алексей подробно описал, как он представляет себе нумерацию в блоге. Представить ее можно как некую иерархическую цепочку, схожую с тем, как, например, я пишу заметки аутлайнером, но, в отличие от моего списка, Лумановский имеет некоторую логику:

  • 1/1 Карточка с заметкой
    • 1/1a Карточка, имеющая заметку или мысль, относящуюся к карточке 1/1
    • 1/1b Продолжение идеи из карточки 1/1а
      • 1/1b1 Карточка, имеющая заметку или мысль, относящуюся к карточке 1/1b
      • 1/1b2 Продолжение идеи из карточки 1/1b
  • 1/2 Продолжение идеи из карточки 1/1

Йонас Шмидт, исследователь метода Лумана, описал этот пример в своей работе1.

И на самом деле у этого был смысл. Но в эпоху цифровизации сквозная нумерация уже стала рутинным и излишним для человека трудом. Заметковед, тот, кто ведет собственную базу заметок, лучше инвестирует ограниченный мыслительный ресурс в иное действие: писать и думать, думать и писать. Нет никакого идейного смысла писать бумажные заметки, делать сложную сквозную нумерацию, хранить бумажный библиографический справочник и помнить действия, которые осуществлял с заметками. В общем, идея в том, чтобы отдать компьютеру компьютерное, а человеку оставить человеческое.

Стоит, тем не менее, согласиться с Алексеем: сквозная нумерация — наверное, лучший способ представить ход развития мысли, и пока лично мне не потребовалось организовать такую вещь, я не понимал ее прелести. Когда решил сделать что-то похожее, но в цифровом виде, не знал с чего начать; в конечном итоге решение найти удалось, но сначала немного о причинах возникновения потребности.

Для чего это может понадобиться? Пока, на мой взгляд, есть только один вменяемый сценарий: представить последовательность развития идей или их отношения друг к другу. Например, у меня сейчас идут два исследования: «Роль учителя» и «Наука чтения«. Выполняя эту работу, удалось аккумулировать множество черновых и сырых заметок, написанных на английском языке. Параллельно с исследованиями я провожу две научно-исследовательских мастерских: одна для студентов и молодых ученых, другая для школьников. И вот, когда начинаю организовывать заметки вокруг всего этого зоопарка из исследований и деятельности, чтобы превратить их в что-то удобоваримое и легко прослеживаемое, вступает в игру сквозная нумерация.

Мне нет никакого интереса заниматься прелубодеянием с номерами карточек: писать в уголочках что-то или присваивать им какие-то циферки. Зачем это нужно, кроме, разве что, эстетического удовольствия и попытки воспроизвести до деталей систему Лумана? В распоряжении заметковеда 21-го века сотни годных инструментов и подходов. В исследовании, посвященном роли учителя, говорилось про модальность представления материала; тут это тоже будет уместным2.

Остается вопрос: какими средствами можно организовать сквозную нумерацию заметок? Попробовал пару десятков вариантов, пока не наткнулся на серию видео, рассказывающую, как строить аргументационную карту идеи^3. Тема визуализации аргументации заслуживает отдельного внимания, и этому будет посвящен целый раздел в исследовании о науке чтения.

Я использую для работы Obsidian. Решение, которое мне подошло, – это плагин ExcaliBrain. Его нужно немного поднастроить: например, определиться с тем, какие типы ссылок имеет смысл вписывать в него и какие подходят отдельному пользователю. Я остановился на четырех:

Source::
Next::
Friend::
Child::

Обратите внимание, как они написаны: с двумя двоеточиями после каждого слова. Когда установлен ExcaliBrain, он автоматически цепляет онтологию и прописывает соответствующую связь. У меня еще эти связи на полотне подкрашиваются цветом.

Два скриншота ниже – это пример того, как ExcaliBrain расценивает ссылки, которые использованы в этой заметке, например, ссылка на роль учителя. Без онтологии она имеет серую пунктирную связь:

Но если мы напишем ее вот так:
friend:: [[DGarden. Роль учителя#Материал, материал, материал]], то представление изменится, и мы увидим ссылку желтенькой пунктирной линией, что в моем случае означает родственная, дружественная мысль, которая, как минимум, может дополнить текущую.

Сквозная, последовательная нумерация имеет определенный потенциал, который мне еще предстоит исследовать и попробовать использовать в разных сценариях. Однако уже сейчас, исходя из того, что у меня получается сделать, видно, что с идеями работать удобнее. Но это не единственный способ содержать заметки. Есть еще один, который тоже уместен, несмотря на то, что он достаточно шумный.

П.С.
Вы, наверное, заметили, что никаких цифр в системе сквозной нумерации не используется, а лишь так называется. Это сделано умышленно. Зачем нам изживающая себя практика номерочков в уголках, когда мы располагаем бесчисленным множеством уникальных инструментов? Гораздо интереснее и полезнее адаптировать и интерпретировать успешный опыт в новых реалиях. И это мой опыт, который открыт к интерпретации читателем.

1. 1. Schmidt J. F. K. Niklas Luhmann’s Card Index: Thinking Tool, Communication Partner, Publication Machine Brill, 2016.C. 287–311.
2. [[DGarden. Роль учителя#Материал, материал, материал]]