Я уже выразил идею, что учитель — это не всезнающий гуру, а архитектор среды, пространства, в котором присутствует дух сотрудничества, а не соперничества, и дети не находятся в состоянии стресса. Когда учащийся не волнуется из-за оценок, не переживает из-за того, что допустит ошибку, он начинает задавать себе и окружающим вопросы. Какой из учебно-методических комплексов (УМК) помогает учителю создать подобную среду? Вопрос риторический, но мне кажется, что ни один, и поэтому учителю придется адаптировать материал и структуру урока под необходимые цели.
На самом первом занятии по методике преподавания Мэри Георгиевна сказала, что обучение является антропоцентричным действием. Признаюсь честно, тогда, в 2019 году, я лишь повторил это про себя и повторил во время опроса в аудитории. Но сейчас я готов рассказать о том, какое представление возникает у меня в отношении антропоцентричности обучения.
Когда обучение направлено на человека, это может означать только одно: научить действовать и взаимодействовать со средой, в которой он находится. А это, в свою очередь, требует от учителя тонкой настройки всего, что входит в процесс обучения: УМК, пространство класса, отдельные упражнения и серии упражнений. Всё это должно служить человеку, а не цели обучения. Научить чему-то, конечно, остается первейшей целью образовательного учреждения, но это должно являться побочным продуктом деятельности.
Деятельность человека, в свою очередь, происходит в трех парадигмах: эмоциональной, когнитивной и телесной. Эмоциональная сторона деятельности регулирует уровень вовлеченности в процесс, когнитивная решает задачи, поставленные перед учащимся, а телесная выражается в общем комфорте и модальности взаимодействия с материалом. Как я уже сказал, материал из монохромного текста на бумаге эволюционировал в интерактивную сущность, представленную не только в виде букв.
В момент, когда перед учителем встаёт задача настроить среду и подготовить материал, первое, что попадает в поле его видимости, – это учебники. Бесспорно, учебно-методические комплексы написаны профессионалами для профессионалов, однако подавляющее большинство из этих комплексов имеет ряд несоответствий. Один не имеет достаточного количества упражнений на совместное взаимодействие, другой не располагает логичной структурой, третий обучает материалу, который, мягко говоря, устарел.
В прошлой статье, в публикации которой я принимал участие3, мы упомянули TWEE.com как лингводидактический инструмент, использованный в подготовке к созданию урока, а на страницах этого исследования мы будем использовать полноразмерную модель ChatGPT версии 4.0. Мы попробуем построить план обучения на 2 недели, 6 занятий, однако перед этим попросим рассказать ИИ, что он знает и умеет.
В приложении №1 скопирован разговор с ChatGPT-4, который, как и ожидалось, оказался крайне эффективным. Сначала его попросили представить себя в роли учителя, рассказывающего, какими подходами в обучении ИЯ он владеет. Он предложил десять разных способов, среди которых были: коммуникативный подход, лексический подход и задачно-ориентированный подход. Каждый из подходов имел короткое описание методики в следующем виде:
Задачно-ориентированный подход. Ученики решают конкретные коммуникативные задачи, используя язык как инструмент для достижения определенной цели.
В конце своего сообщения ИИ сообщил, что подходы можно адаптировать и комбинировать в зависимости от уровня учащегося. Именно это и попросили сделать: найти оптимальную комбинацию подходов, которые могут быть применены для учеников старшей школы, в условиях ограничения времени. На это умная машина ответила, что для учеников старшей школы наиболее привлекательными являются коммуникативный и задачно-ориентированные подходы, свою логику машина объяснила. Так, например, она считает, что эта комбинация дает возможность активно участвовать в уроке и понимать практическую пользу изучаемого материала.
Однако, как показалось, в комбинации этих двух подходов не хватает акцента на изучение слов, и я попросил рассказать, что делать, если у учащихся небольшой словарный запас для решения коммуникативной задачи. GPT-4, используя обширную базу знаний и методических приемов, сформулировал семь основных этапов обучения, при котором можно обеспечить работу и рост словарного запаса учеников, но при этом не предложил никакого подхода, ограничившись инструкциями общего толка: обеспечить предварительную подготовку, представить визуальные материалы, разработать адаптивные задания и объяснил, как работать с обратной связью от учащихся.
Я попросил его подобрать подход из ранее им названных, который решает задачу маленького словарного запаса. Ожидаемо, он предложил лексический и, вместе с этим, объяснил особенности метода. Таким образом, получилась синергия из трех подходов: коммуникативного, лексического и задачно-ориентированного. Уже это решает задачу молодого учителя и снимает определенный объем работы, высвобождая ресурс для качественно иной деятельности. Но это лишь первые шаги, далее попросим спроектировать школьный урок, в котором применяются три подхода.
Получилось, что машине удалось совместить подходы, однако кажется, что времени, отведенного на урок в школе, не достаточно, чтобы в полной мере использовать потенциал каждого из подходов. Поэтому просим машину создать два урока, где в одной половине используется коммуникативный и лексический подходы, а в другой задачно-ориентированный и лексический подходы. С этой задачей ИИ справился и представил два урока по сорок пять минут, с введением, заключением, тридцать пять минут из которых посвящены работе с лексикой, коммуникативными или задачно-ориентированными заданиями.
Сейчас, когда в моём распоряжении имеется набор из десяти подходов, план и структура занятия, можно приступить к планированию одного и уроков серии5, созданию интересной тематики и материалов под нее. Для чистоты эксперимента я буду просить ChatGPT-4 спланировать темы и задания. Первое, что необходимо – это темы.
Если попросить ИИ составить список тем, то, как правило, он ограничится доступными и простыми, я же хочу, чтобы уроки получились максимально необычными, но уместными, поэтому прошу составить три парных урока, где на первом решается коммуникативная задача, а на втором задачно-ориентированная, указываю, что темы должны быть оригинальными, неожиданными и уместными. В качестве ответа предлагаются три темы: Мифы и легенды мировых культур, Выживание в экстремальных условиях, Искусство и технологии. К каждой из которых имеется описание, краткое представление того, чем будут заниматься учащиеся в ходе двух парных занятий. Пример, как это выглядит:
Тема: Мифы и легенды мировых культур
Описание: Ученики изучают различные мифы и легенды разных культур, обсуждая их значение, символику и роль в культуре. На втором уроке они создают свою собственную легенду или короткий рассказ, объединяя элементы разных культур.
После этого достаточно попросить создать первую часть урока, и в результате этой работы мы увидим этапы с предполагаемыми заданиями, которые можно изменять каким угодно образом или просить ИИ изменить их вместо нас. Первый парный урок состоит, как мы говорили выше, из: Введения, глубокой лексической работы, коммуникативных заданий и обратной связи. В каждом из разделов предлагаются приблизительные упражнения, например, раздел с глубокой лексической работой располагает следующими упражнениями:
Глубокая лексическая работа (15 минут):
- Введение ключевой лексики, связанной с мифами и легендами: герой, квест, проклятие, бессмертный, дракон, магия и т.д.
- Упражнение: Ученики получают карточки с определениями и должны соотнести их с соответствующими словами. Например, «Существо, часто представленное как огромный змей, способное дышать огнём» — дракон.
Вместо того чтобы искать материал самостоятельно и адаптировать его, каждый из этапов урока можно спроектировать с помощью ChatGPT-4. Для лексической работы ИИ самостоятельно составит список лексики, которую можно использовать в дальнейших упражнениях, составит, в соответствии с запросом учителя, текст, подготовит коммуникативные задания. В приложении №25 подобраны задания, созданные ChatGPT-4 для обучения коммуникативному аспекту. Задания созданы с избытком, чтобы у учителя появилась некоторая гибкость при проведении урока.