Обвешивание ребер связи между заметками якорями

580 заметок – я точно помню эту цифру. После достижения этого значения встроенный граф Obsidian перестал мной открываться вообще. Ещё были попытки поработать с локальным графом, но что меня жутко бесило в нём, так это случайная генерация связей между заметками, которые при каждом рендеринге болтались, как воздушные шарики, и там, где ранее видел заметку и ожидал её увидеть снова, торчала какая-то ненужная фигня.

Связи между заметками – это особое искусство. Его не просто освоить, и когда освоишь, не менее сложно дисциплинировать. Связи – это поэзия. Стих не позволяет лишнего: ограничение ямба или трохея, рифмы, длины строки, формы делают стих уникальным. Ничего лишнего. Но когда у нас есть Obsidian, который позволяет соединять что угодно с чем угодно, связи заметок друг с другом, особенно у неопытных заметковедов, начинает шуметь. Кажется, что какая-то идея «проступает», но найти её среди вороха рёбер, торчащих от заметки к заметке, практически невозможно.

А ещё такое состояние ввергает в чувство лёгкого стресса, а иногда и не очень лёгкого, как это случилось у меня при работе над первой книгой. Когда садишься за заметки, понимаешь, что там есть идея, которая прекрасно проиллюстрирует мысль, но куча других идей, законченных и не очень, отвлекает. Сколько усилий мне стоило это понять, только Бог знает.

Собственно, поэтому решил написать не то, что хотел, а что-то в качестве эксперимента. К другой книге, о науке чтения, подошёл иначе. Об этом и будет рассказ с примерами и описанием концептуальной идеи.

Мысль о том, что связи – это поэзия, за прошедший год только укрепилась. Связь между двумя идеями гораздо важнее, чем отдельные идеи. У Канемана и Тверских (если я не ошибаюсь) был великолепный эксперимент: двум группам студентов давались разные наборы слов перед выполнением задания. Им нужно было пройти коридор, предварительно прочитав:

  • Весна, молодость, скорость, зеленость.
  • Зима, старость, хмурость, слабость.

Догадаетесь, какая группа прошла коридор быстрее? Набор простых слов настроил и связал что-то в их сознании. Схожий феномен исследовал педагог ВГИК, Лев Кулешов, и в его честь и назвали этот эффект. Он заметил, что впечатление от фильма складывается не из отдельных сцен, а из того, как эти сцены связаны друг с другом.

Представьте, если взять фильм “Матрица” и попробовать пересвязать сцены, где присутствует хоть какая-то идея связи между. Вот список первых пятнадцати минут потренироваться:

  1. Начальные титры: Зеленые символы, которые капают вниз по черному экрану, формируя стену кода.
  2. Телефонный разговор: Слышны голоса Агента Смита и неизвестной женщины. Агент утверждает, что они нашли ее.
  3. Отель «Heart O’ The City»: Полицейские идут к комнате 303.
  4. Тринити в комнате: Мы видим женщину за компьютером, которая быстро прерывает свое соединение.
  5. Конфликт с полицией: Тринити нейтрализует полицейских в комнате.
  6. Появление агентов: Агенты прибывают на место и обсуждают Тринити.
  7. Погоня на крышах: Тринити убегает от агентов, прыгая с крыши на крышу.
  8. Преследование в телефонной будке: Погоня завершается, когда Тринити успевает ответить на звонок, а грузовик сталкивается с телефонной будкой.
  9. Нео в офисе: Томас Андерсон (Нео) работает на своем компьютере и получает загадочные сообщения.
  10. Доставка пакета: Нео получает пакет, внутри которого находятся мобильный телефон. Затем звонит Морфеус, предупреждая его об агентах.
  11. Неудачная попытка избежать агентов: Под напутствием Морфеуса Нео пытается уйти от агентов, но в конце концов сдается.

Последовательная связь, например между сценой 2 и сценой 7, где в обеих присутствуют агенты, меняет общее впечатление и ломает логику.

Точно такие же ощущения меня преследовали меня при написании первой книги. Идеи смешались: цифровая интуиция, Тьюринг, Айзексон, Ли Седоль, Кодак – как вспомню, голова начинает кружиться. Среди русских редакторов прошлого века бытовало мнение, что телеграфный столб – это хорошо отредактированная елка. Сама по себе бесполезная, но в связи с другими передает смыслы. Также правильно настроенная связь между заметками обеспечивает высокую проводимость идей. Остается вопрос, как это организовать.

Да, я знал о зеБрейне, понимал его силу, но что если создать что-то подобное в любимом Obsidian? Попробовал Canvas, потом ExcaliDraw и добрался до ExcaliBrain. Двадцать пять дней, полет отличный. Сейчас два больших проекта:

  • Наука чтения: книга, которую пишу, скоро начну выкладывать кусочки.
  • Роль учителя: научная статья о роли учителя с приходом ИИ.

На этих проектах связи организованы через простую онтологию:

  • Source – источник идеи, как правило, книга или большая заметка.
  • Friend – схожая концепция, которую можно использовать как иллюстрацию.
  • Child – то же самое, что и Source, это означает, что идея родилась и, скорее всего, не очень зрелая.
  • Next – следующий логический шаг.

В отличие от обсидиановского графа, ребра экскалибрейна жесткие. То есть если прописана связь в онтологической схеме, при каждом открытии, заметка висит там, где я ее оставил. У меня еще цвета для большей скорости навигации.

Опыт использования чуть менее месяца, но уже могу сказать, что четкость представления идеи стала значительно яснее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *