Немного о ролях

Больше вопросов чем ответов

Здесь хочется вставить какой-нибудь мем из категории «раньше было лучше», но, думаю, читатель понимает, что имеется в виду этой фразой. И эта фраза принадлежит учителю, который жалуется на детей: на то, какими дети стали, как они себя ведут, на их телефоны, поведение, слова, одежду. Все это вызывает у меня недоумение. Человек растет и развивается, меняется. На смену одному модному тренду приходит другой, одна профессия сменяет другую. Задачи в рамках того, что раньше делали, тоже могут изменяться. Так случилось и с профессией учителя, но подавляющее большинство застряло на этапе «раньше было лучше», вместо того чтобы шагнуть в новый дивный мир.

С приходом цифровизации в школу (и это, на минуточку, МЭШ, цифровые библиотеки, цифровые панели) учителю стало легче выполнять свои обязанности. Если у него произошло качественное изменение в моделях представления материала, то почему дети должны, по мнению большинства учителей, остаться в «раньше было лучше»? У нас есть цифра, у детей есть цифра. Мы используем гаджеты на работе (цифровые доски, панели, проекторы), дети используют гаджеты для учебы (телефоны, планшеты и ноутбуки). В чем проблема?

На мой субъективный взгляд, проблема в приятии изменений. Роль учителя, при которой он был единственным авторитетом в классе, исчезла. В 21 веке перед учителем стоит совсем иной вызов, и этот вызов гораздо серьезнее, чем трансляция знаний.

В этом месте уместно рассказать небольшую историю. Она станет отличной иллюстрацией для понимания следующей идеи. Буквально вчера я, вместе с Максимом Дорофеевым, выступил на сцене iSpringDays — крупнейшей конференции, посвященной корпоративному обучению и обучению в целом. Во время общения с одним из организаторов обсуждались вопросы обучения: зачем это всё, как изменились люди, кому обучение нужно, а кому нет, и как относиться к тем, кому оно не требуется. Затем разговор зашёл о школе, учителях, детях и самом процессе обучения. Общение длилось примерно час или семьдесят минут. В определенный момент моего собеседника отвлекли и отвели в фотозону. Пока он был там, я взял бутылочку воды. Когда он вернулся, я предложил ему выпить, указав на бутылку между нами. Оказалось, что стойка со стаканами оказалась за его спиной, и он, не задумываясь, подошел к ней и взял оттуда два картонных стакана. До этого, на бумажной салфетке, на которую он поставил стакан, я написал «принесет два стакана». Попросив его развернуть салфетку, указал на написанное. В его глазах мелькнуло недоумение.

Всё довольно просто, если понять новую роль учителя. Действие моего собеседника было предугадано и организовано мной. Точно так же учителям 21 века следует научиться создавать образовательную среду, в которой у ученика есть ограниченный набор действий, который он, по сути, не может не выполнить. Ключевой момент здесь — это ответственность. В примере со стаканами она проявилась в виде вежливости и учтивости.

Три роли, которые достались учителю во время тотальной цифровизации:

  • Составление материала и организация среды для самостоятельного обучения, исследования и экспериментов.
  • Проверка материала на то, чтобы он не был токсичным или откровенно вредным для сознания учащегося.
  • Направление ученика таким образом, чтобы заключения формировались в ходе обучения, и не предоставление заранее подготовленных ответов.

Ключевая деятельность учителя – помогать ученику маневрировать в турбулентных информационных потоках и научить избегать информационного отравления. Состояния, при которых каждая новая порция информации усиливает стресс и может привести к невротизму. Из «сосуда знаний» учитель превратился в проводника в мире знаний. Он строит архитектуру принятия решений учащимися, управляет дискуссией и культивирует среду, которая побуждает двигаться дальше, изучать глубже и исследовать шире.

От обоих, учителя и ученика, требуется приверженность деятельности и вложение собственных сил. Ученику необходимо принять ответственность за свои действия или бездействия, научиться взаимодействовать с другими участниками процесса, а учителю – гарантировать это взаимодействие, став связующим звеном, отказавшись от позиции всезнающего мастера. У учителя есть еще одна важная функция – не допустить конкуренции среди учащихся. В условиях совместного создания знаний конкуренция является гарантированным путем к неуспеху.

Материал, материал, материал

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *