Больше вопросов чем ответов

Недавно закончившееся исследование оставило несколько вопрос не отвеченными. Хотя на самом деле я немного лукавлю. Вопросов осталось значительно больше чем кажется. От относительно простых, например “Если бы “Преступление и Наказание” было написано ИИ, изменило бы это что-либо?”, до фундаментальных.

Если у нас появилась сущность, которая владеет языком значительно лучше, чем среднестатистический человек, как этот факт изменяет роль человека?

Ли Седоль, чемпион мира в игре го, недавно закончил карьеру профессионального игрока, с точно такой же мыслью.

Если на земле есть сущность, которую как ни играй невозможно обыграть, в чем смысл игры?

Действительно в чем? Оставаться человеком или найти новые способы синергии с машиной? Бросить все силы, чтобы затолкать этого джина обратно в бутылку или загадывать желания. Каждый решает для себя. Мой выбор очевиден, загадывать желания.

Он конечно не может сделать несметно богатым, удачливым или успешным, но может указать дорогу. Мое желание было простым, помоги делать интересные, необычные и уместные уроки. Так, чтобы дети учились, не отдавая себе отчета, что они это делают. Чтобы было сложно, но приятно. Помогу проектировать уроки так, чтобы они пролетали в одно мгновение.

И удивительно он мне в этом помог. Помог создавать неожиданные и уместные уроки. На сегодня, их около десяти, они еще имеют свои шероховатости, не все в них нравится. Но это однозначно прорыв.

Прорыв настолько, что когда показал на кафедре в своей Альма-матер, привел пару примеров, мне сказали, что если я это не опубликую, то ждет меня самый холодный угол ада. Собственно именно в этот момент и загорелась лампочка.

А что происходит с ролью учителя?1

Школа и учитель, прошли длинный путь от Свободных искусств до дистанционного образования, онлайн платформ, авторских курсов и успешного успеха. Но теперь у него появился помощник, искусственный интеллект и функционирующие на основе GPT (Generative pre-trained transformer) поисковые системы и боты.

Многие учителя, ученые, коллеги, в момент когда показываю что может делать алгоритм, каким образом помогает в создании урока, сначала говорят “скоро мы будем не нужны”. Это первая реакция, как правило, универсальная, однако у меня несколько другой взгляд на этот вопрос. Где-то уже говорил, но повторить будет уместно. Подумайте над следующим тезисом:

Что произойдет, если каждого ученика в мире обеспечить умным искусственным помощником, а каждому учители предоставить доступ к бесконечно изобретательному искусственному алгоритму?

Умный помощник способен быстро, качественно и своевременно предоставить ученику обратную связь. Это, кстати, решает проблему, сорокалетней давности, “проблема двух сигм” Бенджамина Блума2. В то время как изобретательный алгоритм, в руках творческого учителя открывает перед ним бескрайний простор для созидания, он же становится персональным учителем, который никогда не устает, всегда предоставляет наиболее развернутую обратную связь, указывает на слабые места и на что обратить внимание. Более того, индивидуальный учитель может выступать от лица любой известной личности, которую мы его попросим взять. Молодому предпринимателю поможет виртуальный Джобс, мыслителю, Сократ, а психотерапевту, Юнг или Фрейд.

Немного о ролях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *