Братья Стругацкие, наиболее известные советские фантасты уже создали мир, в который нам, жителям 21 века удалось вступить. Задолго до появления сети Интернет, они описали Большой Всепланетный Информаторий (БВИ), его использовали жители мира Полудня для поиска нужной информации. Максим Каммерер, герой романов “Обитаемый Остров”, “Жук в муравейнике” и “Волны гасят ветер”, считал его чудом света, потенциал которого еще не раскрыт в полной мере. В БВИ хранили в базах, огромное количество справочной информации, часть из которой была открыта, а часть доступна исключительно по запросу.
В 1964 году за долго до создания виртуальной реальности в Массачусетском технологическом институте, Стругацкие описали искусственный мир, в повести “Хищные вещи века”, как они его называли “иллюзорное бытие”. Виртуальный мир, посещаемый героями при помощи специального устройства. В мире иллюзий, исполнялись мечты и желания героев. А еще до виртуальной реальности, в 1958 году братья предсказали появление самообучающихся нейронных сетей. В рассказе “Спонтанный рефлекс”, описана рабочая машина Урм, работающей на основе математической модели, способной к самообучению. Урм проектировали для управления межпланетными сообщения для исследования неизвестных планет. Маленькая цитата из рассказа:
Пискунов рассчитывал, что, «набравшись впечатлений», Урм будет способен без помощи человека подбирать наиболее выгодные линии поведения для каждого нового случая.
Нейросети, как уже было сказано, пытаются повторить своим устройством мозг и достаточно успешно это делают. Часть функций, ранее традиционно выполняемых человеком, многократно качественней исполняются нейронной сетью. Распознавание лиц, транскрипция аудио в текст, классификация неоднородных данных, предугадывание поведения котировок ценных бумаг, движение фондовых рынков, интеллектуальном поиске, с предоставлением контекстуализированной информации1, и многом другом, что раньше считалось невозможным для машины. Разрушение традиционных методов взаимодействия с информацией неизбежна, а вместе с этим изменения в профессиональной среде.