Предисловие

В то время как машины становятся все умнее, означает ли это что человек становится глупее?

Возможно это один из основополагающих вопросов будущих десятилетий. Перестанем ли мы интеллектуально эволюционировать из-за цифровых технологий? Если посмотреть на ход истории, то сложно не заметить, что развитие технологии сопровождается изменением в человеке. Технология, избавившая нас от ручного труда, сделала слабее. Работа в душных офисах ослабила иммунитет. А цифровой век изменил характер взаимодействия с информацией.

В прошлом веке, чтобы начать работать таксистом лондонского кэба, необходимо было сдать экзамен на знание всех двадцати пяти тысяч улиц города. Продемонстрировать понимание, что делать в случае сложной дорожной ситуации и на уровне интуиции маневрировать в городе. Сегодня необходимость помнить, заменил полнотекстовый поиск в навигаторе, а помнить запросы в Yandex и Google. Человеку вдруг стало страшно упустить сомнительную ценность. Мало ли кто-то, где-то написал что-то, кажущееся ценным.

Станет легкая доступность информации причиной упадка образования? Большинству найденное в интернете, заменяет классическое образование. Нет необходимости читать сложный текст, когда одна картинка подменяет сотню слов. ЭВМ стала всезнающим Оракулом, чьи слова воспринимаются как истинна. Это и вызывает мой исследовательский интерес, который выражается в вопросе: Будет кто-то, в далеком будущем испытывать нужду учиться больше, понимать глубже, исследовать дальше?

Работа, которую вы держите в руках, не может ответить в полной мере на эти вопросы. Слишком малый срок. Для понимания проявляющихся шаблонов нужно время. Компьютер, хранящий информацию продолжает свою эволюцию и становится умным. Теперь он умеет лучше среднестатистического человека оперировать естественным языком и анализировать массивы неоднородной информации. По идее, он забирает на себя рутинную работу сбора и анализа первичной информации, оставляя человеку пространство для творчества, поиска неожиданных и уместных решений и самообразования. Но так ли это на самом деле?

Мое путешествие в мир искусственного интеллекта, началось задолго до того, как пришла идея написать нечто большее. В апреле 2023 года, мы с моим научным руководителем договорились написать статью о том какие дидактические свойства искусственного интеллекта открываются перед учителем. Получилась научная статья, достаточно тяжелая, обремененная специфическим, научным слогом, которая будет полезна исключительно профессионалам и ученым. Плюс, формат научной статьи не подразумевает долгих размышлений “а что если …”. Желание поделиться большим и стало причиной написания этой книги.

Хочется отметить, что я не являюсь экспертом в области ИИ, не принимал участие в тренировке нейронных сетей, а простой пользователь технологии. Чтобы написать эту работу, потребовалось прочесть и переработать неимоверно большой объем публикаций и книг, переосмыслить их с позиции личного опыта, и попробовать применить, полученные знания в повседневном контексте, а именно в работе педагога. Оказалось, что ИИ существенно упрощает работу и открывает, практически безграничные возможности для интеллектуального творчества.

Об этих возможностях эта книга. Она поможет посмотреть по новому на интеллектуальную машину, покажет учителям, маркетологам, психотерапевтам, строителям, аналитикам и остальным профессионалам, способы как поставить машину на службу себе и делу.

Книга написана в трех частях, где каждая часть отвечает на один вопрос. “Краткая история ИИ”, раскрывает перед нами то, как человек представляет ИИ, какие страхи ассоциируются с технологией. “Человек вместе с машиной больше чем каждый в отдельности”, описывает технологию, цифровую интуицию и логику машины. Заключительная часть, “Работа в мире Полудня 22 века”, демонстрирует некоторые примеры того как можно настроить ИИ и выполнить работу с его помощью. В “Приложении 1” и “Лабораторном журнале” вы найдете промпты, пошаговые инструкции и мыслительный процесс, которые помогут учителю создать урок.

И последнее, уважаемый читатель, тебя ждет увлекательное приключение. Расценивай эту книгу, как мою попытку написать. Тест, если можно выразиться, способности ясно формулировать мысль. Если, найдете неточность, что-то что можно дополнить, пишите на почту rustam.agamaliev@gmail.com. Любая обратная связь будет ценной.

П.С.
Текст написан от третьего лица, это сделано в силу привычки, так как я не один творил, мне помогали своими публикациями ученые и авторы книг, друзья и коллеги. Именно поэтому вместо местоимения я, используется мы.

Отдельно хочу выразить слова благодарности Максиму Дорофееву, кто не только подтолкнул к написанию, но что особенно важно, поддерживал во время работы. А Никите Тахирову, за помощь в общении с ИИ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *