На одном из занятий на курсе “Как читать книги” поднялся очень интересный вопрос:
Сколько уходит времени на чтение и аналитику? Участник курса написал ответ и мне он понравился настолько, что решил поделиться у нас.
Ответ:
Сильно зависит, само чтение, последнее время не очень много. 20-40 минут в день, занимаю все мусорное время, по дороге до школы или универа. Когда устаю, беру книгу в руки и хожу ножками (я читаю на ногах). Особенно хорошо во дворе летом, сын играет где-то, а я накручиваю круги вокруг клумбы, натурально, наворачиваю круги с книжкой в руках.
А вот с аналитикой тут все сложнее, у меня был разговор с Зонке Аренсом, и в принципе часто обмениваемся идеями, так вот мы пришли ко мнению, что аналитический процесс — он бесконечный. То есть имеется у меня идея, которую записал, сама запись сделана быстро. Но вот крутить идею — это может быть долго и этот процесс часто происходит на заднем плане.
Расскажу на примере сессий рефлексий, которые хотим вкрутить в наши курсы. Мы давно их обсуждали с Максимом и Никитой. Потом Никита попробовал, когда был с кем-то в паре и поделился мнением. Мы подумали что да, нужно. Но на мой взгляд, просто сказать, рефлексировать, недостаточно. Это сложный процесс, который нужно еще «суметь». Начал “думать” эту идею и “раскуривать” идею о том, как системно рефлексировать на заданную тему.
Как оказалось, у меня достаточное количество заметок в базе по теме рефлексии, и даже есть пару игр, которые придумал для детей в школе. Однако это все не то. С детьми немного иная механика работает, но вполне себе эффективно. Например, упражнение “магазин”, когда дети покупают друг у друга человеческие качества (честность, эгоизм, цинизм, глупость). В одинаково мере положительные и “отрицательные”. У каждого ребенка есть купюры, с номиналом качеств, им необходимо собрать набор, который устраивает, так сказать точка баланса. Это рефлексия “низкого” уровня, без прямых вопросов. Действия сами за себя ответят.
Такой же прием использовал на недавней лекции в универе “Введение в специальность”. Студентам, рассказывал о своем пути в профессию учителя, а на каждом этапе задавал им вопросы и просил ответить в гуглоформах, которые потом вместе с ними обсуждал – это рефлексия “высокого” уровня. Когда они давали ответы на открытые вопросы:
- Кем мечтал стать в детстве?
- Почему решил стать тем кем стану?
- Какие качества у “учителя”, “переводчика”?
- Какие качества есть у вас, а какие вам нужно развить?
- Если я учитель|переводчик, то …, потому что …
- Что я делаю когда ничего не нужно делать?
То есть через определенный фрейм они сами того не ожидая отрефлексировали на тему: “почему я решил стать учителем или переводчиком”. Еще эссе написали.
Но это слишком долго, нам нужно для курса что-то быстрое, но не менее эффективное и случайно пока ходил по ссылкам в базе наткнулся на утренние и вечерние размышления Аврелия. Лампочка загорелась, вот оно, но все еще не то. Однако направление понятно. Стоики и размышления.
Поковырялся в заметках о Стоиках и нашел еще кое-что из Сенеки и Эпиктета. Их размышления о жизни, страхах и сомнениях. Но все равно не то, слишком пафосно и сложно. Вспомнил Кайла, спасибо Максиму Дорофееву за регулярные отсылки к этим нестареющим перцам. И тут щелкнуло с новой силой:
Вечерние размышления Стоиков — это Кайл.
В оригинале Аврелий задавал себе три вопроса каждый вечер:
- Что ты сделал плохо?
- Что ты сделал хорошо?
- Что сделаешь иначе?
У Сенеки немного иной подход, но нацеленный на то же самое:
- Что я сегодня исправил?
- Какому соблазну не поддался?
- В чем я стал лучше?
Склеив Кайла, Аврелия и Сенеку получился следующий подход к рефлексии:
- Что я понял после этого упражнения?
- Что теперь буду делать иначе?
Вуаля, вопросы для рефлексии готовы, мы их попробовали на занятии, и сложилось ощущение, что заработало, но есть еще что подкрутить. Будем думать дальше. Однако уже готово.
Теперь вопрос, сколько поиск этих двух простых вопроса занял? Как подсчитать сколько времени ушло на обдумывание и придумывание? На мой взгляд невозможно, от изначального толчка идеей с рефлексией, до конечного воплощения, прошло дней десять или около того.
У меня всегда есть 3-6 интересных темы, который думаются самостоятельно на заднем плане и когда что-то слышу, что может добавить к этим темам, лампочка щелкает. Главное записать. Сейчас это две книги, которые пишу, курсы по логике и чтению, и тема обучения, есть мыслишки написать что-то серьезное про педагогику, не поддаваясь этому хайпу с андрагогикой и прочим, возможно в соавторстве. Но это так мысли, не более.
Итого, аналитика процесс не прекращающийся. Для хорошей аналитики, нужно расслабиться и дать мыслям скользить по идеям.
А в первом комментарии к этому посту, будут скрины с фрагментами рефлексии.