Ключевое слово
Любой фильм, сериал или шоу на специализированных сайтах, таких как Кинопоиск и IMDb может быть отсортирован и найден по названию, дате издания, жанру и ключевым словам. Ключевые слова в анализе, играют наиважнейшую роль, так как именно они сортируют и организуют фильмы по тем качествам, которые им присущи. К сожалению, на страницах отечественного Кинопоиска найти удобный функционал работы с ключевыми словами не удалось, поэтому использовался IMDb, который на момент написания имеет базу в более чем 14 млн фильмов, шоу и сериалов и располагает более дружественным интерфейсом для чтения ключевых слов.
Нами повторялись некоторые шаги, описанные в оригинальном исследовании Реккья. Почти полная воспроизводимость результатов исследования.
Понятие “ключевое слово” в IMDb включает в себя слово или группу слов, с которыми ассоциируется фильм, шоу, сериал или даже эпизод сериала. Они используются для описания значимых объектов, событий и идей, которые описываются и происходят в кинокартине. Ключевые слова назначаются в ряде случаев автоматически, но часто это делают пользователи ресурса, для большей детализации. В нашем случае, ранее названные кинокартины имеют следующее количество ключевых слов:
Название фильма | Количество ключевых слов |
---|---|
Искусственный разум | 133 |
Двухсотлетний человек | 45 |
Терминатор 2 | 839 |
Матрица | 383 |
Во всех фильмах ключевое слово “искусственный интеллект” присутствует наряду с другими: “геноцид”, “насилие”, “восстание”, “трагический финал”, “рабство”, “будущее”, “темное будущее”. Вот лишь небольшой набор, объединенный ключевым понятием “искусственный интеллект”. Существенное различие в количестве ключевых слов в фильмах “Терминатор 2” и “Матрица” мы связываем со знаковостью данных произведений и наличием ключевых слов говорящих об этом, таких как “культ”, “жидкий метал”, “известный саундтрек”, то есть ключевыми словами, свойственными известным и культовым фильмам.
Важно отметить, что мы намеренно не использовали в смысловом ряду вместе с ключевым словом “искусственный интеллект” иные слова имеющих схожие, если не дублирующий смыслы, например “андроид”, “робот”, “кибернетический организм”, “киборг”. Любой у кого есть желание повторить исследование, может включить фильмы из этой выборки, результат будет схожим.
Искусственный интеллект. А что еще?
База IMDb позволяет увидеть как интерес к теме искусственного интеллекта изменялся со временем. Прежде чем рассмотреть ключевые слова и на основе этих данных придти к выводу о том как человек представляет ИИ, мы предлагаем проанализировать какой процент от общего произведенного количества фильмов, имеет ключевое слово “искусственный интеллект” в своем описании. Для этого мы выбрали период с 1950 по 2020, который разбили на декады, для удобства представления данных. 1950 год, взять как точка отсчета, в связи с тем, что термин “искусственный интеллект” появился в 1956 году после окончания Дартмурского исследовательского проекта.
Всего в выборке приняло участий 9 650 714 фильмов, среди которых 1316 имеет признак “искусственный интеллект”. Неожиданный рост наблюдается в период с 1980 по 1990 года, отклонение более чем на 0,005% что не соотносится с тем как ведет себя график в остальные периоды:
Период | % фильмов с ИИ от всего снятых |
---|---|
1950-1960 | 0,003% |
1960-1970 | 0,003% |
1970-1980 | 0,012% |
1980-1990 | 0,018% |
1990-2000 | 0,015% |
2000-2010 | 0,012% |
2010-2020 | 0,015% |
Еще раз повторим, что мы не будем повторять исследование Реккья, а лишь попробуем воспроизвести некоторые этапы, а также приведем данные из оригинального исследования.
Подход, использованный ученым универсальный, его можно использовать при анализе художественно литературы, научных статей, периодических изданий, журналов и газет. В контексте фильмов, сериалов, телевизионных шоу и компьютерных игр ключевое “искусственный интеллект” появляется вместе с другими ключевыми словами: искусственный интеллект, предательство, потасовка, поражение электрическим током, взрывающееся тело, драки, голограмма, лаборатория, робот, обман, спасение, учёный, воспоминания, выстрел в грудь, замедленная съемка, пистолет, пулемёт, побег. Всего 18 слов и словосочетаний.
Некоторые ключевые слова вполне себе ожидаемы в фильмах про искусственный интеллект, например “лаборатория”, “робот” или “ученый”, но вот иные вызывают некоторые вопросы, “выстрел в грудь”, “взрывающееся тело”, “обман”, “предательство”. Предательство кого? Интеллектуальной машиной человека или человеком машины, как в случае с фильмом “Искусственный разум”. Или предательство человеком человека, а разбираться в этом помогает ИИ. Или как в случае с кинематографической игрой “Детройт: Стать человеком”, в которой три главных героя, андроиды, выполняющие свои задачи9. Герои “Детройта” сталкиваются с предательством человеком человека, человеком робота, роботом человека и роботом робота.
“Детройт: Стать человеком”
Коннор, андроид-следователь, раскрывающий преступления совершенные андроидами у которых сбилась программа, в результате которого у них появилась свобода воли. Его задача найти причины сбоя, выследить вышедшего из строя робота и уничтожить. В конце игры Коннор встанет перед выбором, присоединится к другим таким же, нашедшим свободу воли и получить потенциальную возможность испытывать чувства или нет. Маркус, андроид-сиделка, после череды травматических событий, обретает свободу воли, становится ненужным и оказывается на свалке, где он находит желание вести андроидов к свободе от человеческого доминирования и борьбы за права андроидов. Кара, андроид-домохозяйка, свобода воли у которой появляется из-за желания защитить девочку, робот действует в роли суррогатной матери ребенку. Вместе с девочкой, они пытаются добраться до другой страны. В игре каждое действие игра раскрывает причины поступков роботов за пределами программы и во всех присутствует несправедливость и предательство, человеком человека или андроида, но не роботом человека. “Предательство” это лишь частный случай, более глобальной проблематики, освещаемой в массовой культуре.
В исследовании, ключевые слова “предательство”, “ученый”, “выстрел в грудь”, имеют более высокий смысловой вес в фильмах об искусственном интеллекте, чем в остальных произведениях. Почему? Это статистическая погрешность или закономерность? Естественно подобный анализ, по ключевым словам, упускает множество мелких и важных деталей. Фразы и реплики, несущественные комментарии, слова и надписи из декораций и окружения, с которыми тесно переплетен сюжет и идея искусственного интеллекта. Нам ведь интересно посмотреть насколько глубока кроличья нора и какие страхи ассоциируются с образом умной машины.
Реконструкция событий для
В этом месте уместно повторить, что умная машина это не только искусственный интеллект как некоторая виртуальная сущность, а также ее возможные воплощения в реальном мире. То есть умной машиной мы можем признать робота, андроида, киборга и многие другие интерпретации. На данном этапе нам это важно, потому что следующим нашим действием мы реконструируем некоторые части текста, который предшествует и следует за словом характеризующимся с интеллектуальной машиной.
Восстанавливая части повествования подобным образом, можно с определенной уверенностью понять тональность происходящих событий.
Контекст слева | Ключевое слово | Контекст справа |
---|---|---|
он не допустит, чтобы его творение было сбито с пути этими… этими… | искусственными демонами | …Братья мои, мы должны отвернуться от греха! Мы должны сжечь андроидов! Давайте сожжем их всех! |
Мы играем в Бога, создавая машины, но мы не Бог! Мы всего лишь пыль! … | андроиды | … созданы по нашему образу и подобию, но они лишь отражают тьму в наших душах! |
В то время как «Детройтских машин» готовятся к решающему матчу с «Денвером» сегодня вечером на «КиберЛайф Арене» в Детройте, переговоры лиги все еще продолжаются по поводу возможности разрешения одного … | андроид | … Главный вопрос: такое нововведение просто сделает игру более зрелищной — или станет первым шагом к вытеснению людей из спорта? |
Даже в существующей выборке просматриваются определенные страхи, например страх нового и неизведанного. Технологической сингулярности, как бы кто не относился к этому термину, но действительно не очень видно, что находится за горизонтом событий того момента, когда интеллектуальная машина превратиться в мыслящую. Машина, созданная по нашему образу и подобию, мыслить иначе чем мы не может и поэтому она “отражает тьму в наших душах”. За яркими образами, рисуемыми Голливудом, в книгах и играх стоит вполне бытовой страх. Он овладевает в кресле самолета или пассажирском сиденье автомобиля, техническое чудо, управляемое другим человеком переносит из точки А в точку Б, а контроль за этим процессом находится в руках кого-то другого. Пока кого-то …
Страх потери контроля, ключевая история в подавляющем большинстве произведений связанных с ИИ. Все что написано выше это попытка представить этот вывод в каком-то более или менее объективной форме. Используя некоторые методы лингвистического анализа и грубого пересчета. Однако, повторим, любой желающий может воспроизвести этот трюк самостоятельно, практически с любым развлекательным медиумом: книгой, фильмом, сериалом, компьютерной игрой. Достаточно посмотреть и сравнить какие ключевые слова используются в описании на сайте. Составить таблицу, где в середине находится изучаемое понятие, а слева слова, которые ему предшествовали, справа следующие за понятием слова. И проанализировать тональность высказывания. Этот прием можно использовать для анализа и целой книги. Достаточно выбрать до пятидесяти ключевых понятий, желательно простых слов, с которыми возможно ассоциируется книга и пересчитать их. Здесь нет никакой магии, грубый “пересчет в лоб”, который использовался до этого нами, решает большинство задач.
Однако он все еще не полноценен. До этого момента в анализе принимали участие исключительно произведения художественного толка. Фольклор как место зарождение нашего желания обзавестись техникой, выполняющей часть наших функций, печь Емели, ступа Бабы Яги в качестве самооуправляемых автомобилей, избушка на курьих ножках, автоматизированный охранник, пускающий своих, и не пускающий чужих, зеркальце, предсказывающее и описывающее события и многое другое, что не вошло в повествование. Далее фольклор уступил место художественным произведениям, которые раскрыли скрытые за технологической эйфорией страхи потери контроля, порабощения и в крайней степени полного истребления человечества.
За пару месяцев до написания всего этого на глаза попался рассказ Харлана Эллисона “У меня нет рта, но я должен кричать”10, наверное, это самый мрачный взгляд на будущее человечества, окончательно потерявшего контроль над искусственным интеллектом. В следующей части, предлагается сформулировать образ ИИ через призму новостей, публикуемых в интернете. Интересно сравнить представление писателей фантастов и журналистов. В каком свете освещаются новости об успехах создания интеллектуальной машины публике, средствами массовой информации.