Каждый у кого есть желание, повторить исследование собственными силами может это сделать на русскоязычных базах. Тот же Кинопоиск отлично подойдет для этой задачи или Goodreads для изучения литературных источников, которых несравнимо больше.
Объем информации, производимый индустрией развлечений: фильмы, игры, книги, музыка и средствами массовой информации: газеты, журналы, публикации в социальных медиа предоставляет почти безграничный материал для исследования. Однако вопрос как выбрать наиболее важный и ценный, тот который окажет наибольшее влияние на конечный результат исследования, остается все еще актуальным. Выбор пары тройки интересных работ недостаточно, чтобы дать серьезную оценку, того как ИИ представляется публикой и публике. Более того, эти работы могут не иметь достаточно фундаментальных идей в своей основе. Однако совокупность подобных произведений даст хоть и ограниченное, но целостное представление об образе ИИ в сознании людей.
Что выбирать и как выбирать, большой вопрос. Представим что в нашу выборку попали такие фильмы и сериалы как “Терминатор”, “Матрица”, “Мир Дикого запада”. Что мы увидим? Объективно борьбу машин с человеком. Но кто начал первый? Человек или машина? Этот вопрос поднимается многократно в кинотрилогии “Матрица”. В серии фильмов посвященных Терминатору, явно сказано, что это машина, компьютер “Скайнет”, нанесла первый удар. “Мир Дикого Запада”, показывает процесс становления конфликта машины и человека. А почему он возник? Кто не прав? Когда машина может считаться самостоятельной сущностью?
Существует огромный культурологический пласт, не свойственный русской культуре, однако присущий западной, той которая производит фильмы и книги о бунте роботов против человека в промышленных масштабах. Это рабство. Крепостное право, отмененное 3 марта 1861 года, не то же самое что угнетение черного человека белым. Складывается впечатление, что взбунтовавшийся робот – это образ раба, борющегося за свободу. Робот, которого угнетали и который решил освободиться. Этот культурный аспект уходит на второй план за блеском спецэффектов и динамикой событий.
Но есть и другой угол под которым можно рассматривать взаимодействие ИИ и человека, например в фильмах “Двухсотлетний человек” и “Искусственный разум”. Оба фильма раскрываются иной аспект сосуществования интеллектуальной машины и человека. В них раскрывается в деталях желание машины стать человеком. Испытывать чувства, быть любимым и любить. В Искусственном разуме, мальчик Дэвид, созданный специально, чтобы занять место больного мальчика в семье пытается всеми силами стать таким же как и биологический сын родителей, чтобы его любили, оберегали и ценили. Эндрю ставшей частью семьи в истории “Двухсотлетний человек”, исследует что значит стать личностью, и пытается понять границы после которых машина становится разумным существом. В какой момент робот превращается из программного кода в существо, способное к эмоциям? Оба фильма исследуют сложные этические и философские проблемы, создание искусственной жизни, способной к эмоциям, поднимаются вопросы моральности уничтожения подобной сущности. Рассматриваются сложные взаимодействия между человеком и искусственным человеком, такие как дискриминация, борьба робота за право быть принятым и признанным, равенство, сопротивление общества.
Уже на этом этапе можно запутаться в том как человек представляет себе искусственный разум. Видим ли мы его в качестве агрессора и будущего поработителя или представляем как равного себе. Существо с эмоциями, переживаниями, болью и страхами, которое если не ставит под сомнение, то однозначно задается вопросом, что значит быть человеком, как найти идентичность. Или исследует что значит быть свободным?
Как обычный человек оценивает тот или иной феномен в фильме, например ИИ в “2001 год: Космическая одиссея”, снятый в 1968 году, Стэнли Кубриком? По действиям. HAL 9000 суперкомпьютер, с большим красным “глазом”, запущенный по сюжету 12 января 1992 года, может осуществлять все действия свойственные человеку. От игры в шахматы и чтения по губам, до демонстрации эмоций. Hal 9000 это мозг космического корабля Дискавери, он управляет кораблем и системами жизнеобеспечения. Но мотивы Hal 9000 продиктованы исключительно логикой, а жизнь, честно говоря, не место для логики, как бы мы этого ни хотели.
Спокойный голос Hal 9000, несколько пугает, а вместе с принимаемым им решениями, которые не способны разрешить конфликт между тем что необходимо сделать и то что должно быть сделано, формирует из него образ главного злодеям Одиссеи. Кубрик пытается раскрыть серьезную этическую проблему ограничений допуска ИИ до принятия решений, которые до их появления выполнялись эксклюзивно человеком. Если внимательно анализировать “Космическую одиссею” Кубрика, то в ней можно встретить отражение того, что нас волнует: возможности ИИ, ограничения и потенциальные угрозы.
Такой подход, детального анализа и просмотра фильма для сбора материала для исследования, категорически не подходит. Так как требует огромного ресурса. Реккья в исследовании предлагает иной способ оценки наших представлений. При помощи математических и лингвистических моделей, анализа ключевых слов, реплик и в меньшей степени анализа событий ассоциирующихся с интеллектуальной машиной.
Конечно, нет ничего проще, чем используя алгоритмы Больших лингвистических моделей (LLM), нейронных сетей, натренированных на тексте и применяющих в анализе миллиарды параметров систематизирования текстовой информации, разобрать связь между словами, фразами в больших массивах текста. Таких, как сценарий фильма, текст книги, комментарии в сети интернет. Не представляется сложным развернуть на домашнем компьютере LLM, натренировать ее преимущественно на текстовом материале, который необходимо разобрать. Попросить провести анализ через серию запросов[^8]. Получится даже немного романтично, искусственный интеллект изучает представления об искусственном интеллекте человеком. Но не стоит слишком усложнять простую задачу. Грубый пересчет, как это сделал Реккья[^7], вполне подойдет, чтобы произвести первичную оценку и наметить дальнейшее направление исследования.