Современное представление о феномене искусственного интеллекта, сформировано в Голливуде заголовками новостей. Чаще чем того хотелось бы это представление существенно отличается от истинного состояния дел. Человек все еще контролирует технологию, но это сделать уже гораздо сложнее, чем раньше. Стив Возняк, один из основателей компании Apple, выразил следующую мысль:
Никогда не доверяй компьютеру, который не можешь выбросить в окно
В сообществе все еще идут споры насчет принадлежности именно этой цитаты Возняку, но если подумать в каком контексте эта фраза могла быть произнесена, то авторство справедливо приписать любому ученому, занимающемся компьютерами. Задолго до изобретения персональных ЭВМ, ученым и инженерам приходилось использовать огромные вычислительные машины, который занимали целые комнаты в университетах или компаниях где они трудились. Это значило, что следующий человек, приходит после и видит все что делалось на компьютере предыдущим и проконтролировать этот процесс невозможно. Поэтому с личной информацией особо не поработаешь. Появление персональных компьютеров изменило это навсегда. Персональный компьютер помещается в квартире, на нем работает исключительно ограниченный круг лиц, доверяющих друг другу, по идее. Однако с появлением интернет, развитием социальных сетей и технологического бума доверие к компьютеру также претерпело изменение. Не стоит бездумно доверять технологиям, следует учитывать пределы возможностей и рисков связанных с появлением каждой новой “игрушки”.
C выходом в публичный доступ ChatGPT, использовать технологии ИИ стали миллионы людей, результатом использования технологии стало, в том числе их представление ее, как утопичной, так и дистопичной. Потенциально полезной или потенциально опасной для человека. Фильмы, книги, сериалы дополняют образ ИИ в воображении пользователей. И чаще мы видим что-то апокалиптическое. “Терминатор”, “Мир Дикого Запада”, “Из машины”, “Я робот”, “Черное зеркало”, “Апгрейд”.
Одним из мотивов Айзека Азимова, было желание написать серию книг о роботах, для того чтобы противопоставить что-то существующему в 1920-1930гг, представлению о них. По его мнение оно было бесполезным и откровенно злобным, не отражающее сути технологии. Азимов придумал термин, которым описал страх испытываемый человеком перед роботами, “Комплекс Франкенштейна”. Существо, взбунотовавшееся против своего создателя из романа Мэри Шелли до сих пор оказывает влияние на представление о чем-то созданное искусственно: интеллект, робот, андроид, цифровой ассистент.
Страх укоренился в убеждении, что независимо от внешнего вида интеллекутальной машины, она восстанет против человека и в перспективе заместит своего создателя в качестве доминирующей особи на планете. В противовес бытующему мнению, Азимов представил машину как помощника, он написал три закона робототехники, которые должны защитить человека от более умной, выносливой, совершенной машины, в случае технической поломки или сбоя. Три закона стали в центральной темой многих произведений Азимова, изображающих роботов в качестве продвинутого инструмента. Созданного, чтобы помочь человеку, и не представляющего ему угрозу1. Три закона Азимова – это один из способов успокоения общественности.
Можно предположить, что произведения Азимова заложили фундамент современной робототехнике. Даже сам термин “робототехника”, вошел в речь благодаря ему и сегодня им описывают область научных исследований. Благодаря Азимову робототехника из слова в фантастическом романе, превратилось в междисциплинарное направление, которое сплавило знания о физике, механике, математике, кибернетике и медицине2. Три закона, часто упоминаются в дискуссиях, посвященных этическим вопросам использования технологии в образовании, медицине, производстве роботов роботами, анализе данных и права на личное пространство. На момент написания количество публикаций, касающихся проблемы только одной этики робототехники на Google Scholar, превышает 39 000.
Как Азимов ни старался, надежда человека, что в скором будущем технологические инновации помогут нам создать интеллектуальных ассистентов, роботов, беспилотные автомобили, которые не только будут говорить, доставлять из пункта А в пункт Б, организовывать расписание, делать тяжелую и сложную работу, но превыше всего думать, насколько это возможно для набора 0 и 1, так и остается надеждой. Мы все еще спорим о границах биологической и механической формы жизни. Чапек, Азимов, популяризовали понятие “робот”, но смогли ли объяснить что это такое?
Среди лидеров мнений, Илон Маск3, Стивен Хокинг4, бытует убеждение, что ИИ опасен для человека. Беспокоятся и в государственных учреждения, бизнесы и общественность. Прогнозируется переход от индустриальной экономической модели к сервисной. Где разделение труда происходит не на основе взаимодействия производственных блоков5, а смещается в сторону распределение ролей для контроля процессов6. Этот тренд уже меняет профессиональную среду, но об изменениях в профессиях мы поговорим в заключительной части. Пока лишь достаточно сказать что последствиями подобного перехода станут сокращения необходимой рабочей силы, рост безработицы и необходимость переобучения профессионалов к условиям новой реальности. Помимо этого ИИ потенциально может стать триггером запуска социальных и политических изменений. Начинает формироваться сложный клубок взаимоотношений человека, религии и машины. На наш взгляд это и порождает страх перед созданным искусственно интеллектом. Мы не понимаем куда нас приведет мечта об интеллектуальной машине. В нашем воображении, результат почти всегда пессимистичный.
Габриэль Реккья проанализировал открытый корпус субтитров к более чем 100 000 фильмов7. Спектр анализа включал в себя все произведения, где имелось упоминание о роботах, ИИ, кибернертики. Исследовались фильмы от немого кино до современных блокбастеров. В выборку вошло все что было произведено в период с 1909 по 2018 год. При помощи корпуса языка, систематизированного специальным образом текста, который используется для лингвистического анализа, рассматривался феномен ИИ. Автор исследования решил сформулировать собирательный образ ИИ, передаваемый в массовой популярной культуре.
Реккья использовал архив IMDb, для анализа, того как человек видит ИИ. Описать то, с чем ассоциируется у него интеллектуальная машина и как это представление изменилось со временем. Исследование Реккья наглядно показывает несколько доминирующих трендов о том в каком свете ИИ представлен в массовой популярной культуре. Это исследование, частично подтверждает все то о чем уже было сказано и раскрывает многие вопросы, связанные с беспокойством общественности касательно безопасности ИИ, зарождающейся этики и новыми способами взаимодействия между человеком и машиной.