Дидактические средства, открываемые ИИ учителям английского языка

Вступление

Взаимодействие человека и машины становится все более очевидным и взаимозависимым. С момента изобретения первой ЭВМ интеграция системы в человека и человека в систему только набирает темп. Это приводит к лавинообразному производству информации и замедлению темпа роста знания. В результате информации стало много, объем ценность сохранился, однако она размылась в объеме информационного шума. Современному человеку, недостаточно иметь навык быстрой переработки информации, генерация которой многократно превосходит способность усвоить. На первый план выходит умение не быстрой и качественной трансформации данных в информацию и знание, а навыки взаимодействия с интеллектуальными машинами. От того насколько развит навык общения с “умной” машиной зависит успех человека в профессиональном плане.

Наиболее интересным сплавом человека и машины сегодня можно назвать взаимодействие нейронной сети и человека. В 2023, набирает популярность Chat Generative Pre-Trained Transformer (ChatGPT). Модель искусственного интеллекта (ИИ), заложенная в основу алгоритма обучается путем взаимодействия с человеком и другими машинами. ChatGPT, сегодня уже влияет на поисковую выдачу сервиса BING, создает программы для редактирования текста, помогает студентам писать курсовые и рефераты. Сдает стандартизированные экзамены, например:

  • SAT Evidence-Based Reading & Writing 710 из 800.
  • Uniform Bar Exam (MBE+MEE+MPT) 298 из 4001

В современных условиях, информационного перенасыщения, ChatGPT и сервисы работающие на его логике могут значительно упросить некоторые аспекты профессиональной деятельности. Менеджеру, помочь в принятии решения. Ученому, найти в лавине информации неожиданную мысль. Художнику, идею произведения, которую можно развить. Учителю, помочь в подготовке оригинальных материалов к уроку.

Проблема

Предлагаем взглянуть на проблему обучения – как на интенсивный интеллектуальный процесс. Все участники процесса так или иначе являются исследователями. Ученик с одной стороны неустанно отвечает на вопрос “зачем все это необходимо”. Учитель, с другой задается вопросом как ответить на вопрос “зачем все это необходимо”, так чтобы было понятно, проводит педагогическое исследование деятельности, осуществляемой в классе. Пытается найти доступные способы обучения учащихся, независимо от особенностей и среды происхождения ученика.

Организовывать учебный процесс так, чтобы было интересно и учить так, чтобы было понятно, основная задача преподавателя. Технологический прогресс, который казалось бы должен способствовать обучению, оказался его ограничением. Технологический прогресс, ускорение темпа передачи информации выявили несколько серьезных проблем: изолированность знания, избыток информации и технологический детерминизм.

В до цифровую эпоху, каждый отдельный аспект изучаемого предмета встраивался в систему и предъявлялся ученику по мере освоения. Сегодня средства технологического прогресса позволяют мгновенно получить искомую информацию. Она предъявляется в избыточном виде, в отрыве от контекста, без инструкции каким образом она может быть использована. Перенасыщенность информационного поля исключает возможность быстрого изучения и тем более ее интеграции в какой-либо контекст. Однако это не мешает надеяться, что в случае возникновения проблемы интернет поможет ее решить. Надежда на него как средство от всех бед, общая как у учащегося так и у преподающего.

Не умение объяснить чем конкретный урок важен, приводит к отсутствию интереса между учеником и учителем. Следствием чего почва для плодотворной коммуникации не появляется. Современные учебники, написаны без учета потребностей и интереса людей, использующих их для того чтобы учить и научиться. В результате учителю необходимо проделывать колоссальную работу по доработке материала под потребности группы. А это в свое время, занимает существенный временной и интеллектуальный ресурс. Значительно уменьшить и качественно улучшить этот процесс могут помочь современные нейронные сети (алгоритмы), аналогичные раннее упомянутой ChatGPT.

Возможное решение проблемы

Все написанное в этой части, следует расценивать не более чем интеллектуальное упражнение, где автор размышляет об изменениях, которые алгоритмы искусственного интеллекта привнесут в образовательную среду в ближайшем будущем, и немного об опасностях. Изменения, которые как нам кажется, произойдут в ближайшие пять лет, находятся в плоскости глобальной трансформации, существующей системы обучения, однако понимая неторопливость системы образования, изменения, скорее всего будут весьма косметические. Даже если глобальный пересмотр не состоится, в образовательную среду определенно ворвется лавина материалов созданных алгоритмами (этому мы станем свидетелями на страницах этой работы), то есть придется пересматривать порядок взаимодействие между человеком и машиной, роль алгоритма станет все более значимой в образовательном процессе. Учителю тем временем придется нести ответственность и работать над повышением образовательного потенциала и снижением рисков возникших в результате возникновением новой технологии.

Продолжая подобное рассуждение можно увидеть как минимум два пути развития, первый – положительный. Скорость развития текстовых алгоритмов (таких, как ChatGPT) позволяет сделать смелое предположение, что подобная технология существенно сократит время на подготовку к занятию, поможет быстро и качественно модернизировать уроки под потребность группы, генерировать идеи, будет источником вдохновения. Значительно улучшит возможность восприятие нового знания и поможет в освоении языковых навыков. Второй – негативный, алгоритм не может мыслить критически и не обладает воображением. Он не более чем повторяет за человеком и человеку об этом следует помнить, полагаясь на него.

Дидактические свойства twee.com

Далее мы продемонстрируем возможности алгоритмов и то как можно их использовать при создании урока английского, по заданной теме с конкретным вокабуляром и результатом.

В целях эксперимента, мы создадим урок на заданную тему. Урок рассчитан на ученика с уровнем владения языка B2-C1. Цель урока – ознакомится с лексикой и практика диалогической речи. Задача урока – обеспечить усвоение новой лексики, развить умение поддержания диалога. В результате занятия будут выполнены ряд других задач, но так как они побочные, в целеполагании они не указываются. Для создания урока мы используем сервис twee.com, который работает при поддержке алгоритма ChatGPT. Он предлагает следующий набор инструментов: reading, vocabulary, writing, speaking, grammar, listening. Каждая из которых предлагает набор собственных дидактических средств.

Reading: Create a text, create a list of open questions, create a list with ABCD questions with only one correct, answer, true/false, dialogue based on the topic, titles for a text, reading bits.
Vocabulary: Fill in the gap, word definition matching, sentences with target vocabulary, word formation.
Writing: Essay topics, famous quotes, agree or disagree.
Speaking: Dialogue based on the topic, discussion questions, find facts, advantages and disadvantages, famous quotes, agree of disagree, lead-in activities.
Grammar: Fill in the gaps, scramble the words, open-the-bracket (verbs).
Listening: Video transcript, YouTube video with questions

На примере некоторых средств нами будут продемонстрированы возможности алгоритма ChatGPT. В разработке упражнений мы используем путь “сверху-вниз”. Мы просим twee.com сгенерировать диалог с заданной лексикой и на заданную тему. Для этого мы прописываем в разделе Target Vocabulary, не более двадцати лексических единиц:

increase, size, cost, lead, steady, change, invention, circuit, tube, application, advantage, consumption, create, invisible, depend, measure, device, flow, related, development

А в раздел Topic or text встраиваем фрагмент текста или тему:

Artificial Intelligence

В результате получаем следующий диалог, который алгоритм, по запросу, может изменить: уменьшить, упросить или сгенерировать новый. Мы ничего не изменяем и сохраняем полученный результат:

John: Have you heard about the latest developments in artificial intelligence?
Kate: No, not really. What’s new?
John: Well, there have been steady increases in device size and circuit flow, leading to a lot of changes in cost and consumption.
Kate: That sounds interesting. How does it relate to the invention of new applications?
John: There are many advantages to AI, including increased efficiency and invisible measurements that were once impossible. We can now create devices that depend on these powerful tools.
Kate: I see. And how about related fields like robotics?
John: Robotics is just one example of how AI can lead to development in other areas. For instance, we can now measure and control physical movements with precision, thanks to advances in technology like tubes and circuits.
Kate: It’s amazing how much this field has grown. I remember when everything was so expensive, and only huge corporations could afford to develop these things.
John: Yes, but as time goes by, we’re seeing costs come down along with improvements in size and design. It’s all happening at a steady pace.
Kate: So what’s next for AI?
John: The possibilities are endless. We’ll continue to invent new applications and change the way we live and work, using the power of intelligent machines.
Kate: It’s exciting to think where this will all lead. Thanks for explaining this to me, John!
John: Anytime, Kate. It’s always great to talk about something as fascinating as artificial intelligence.

Далее диалог мы используем для всех упражнений серии. Следующим упражнением мы попросим сгенерировать вопросы со множественным выбором. Полученный результат:

[!NOTE] Questions:

  1. What is the topic of the conversation between John and Kate?
    A) Robotics
    B) Artificial intelligence
    C) Cost and consumption
    D) Physical movements
  2. What is one advantage of AI mentioned by John?
    A) Increased efficiency
    B) Decreased size
    C) Lower costs
    D) Improved design
  3. How has AI affected the development of other fields?
    A) It has led to increased costs.
    B) It has made physical movements impossible to measure.
    C) It has led to advances in technology like tubes and circuits.
    D) It has made devices less efficient.
  4. What is one example of how AI has affected robotics?
    A) It has made physical movements impossible to measure.
    B) It has led to decreased efficiency.
    C) It has led to advances in technology like tubes and circuits.
    D) It has made devices more expensive.
  5. What is one thing that Kate remembers about the early days of AI?
    A) Everything was very cheap.
    B) Only huge corporations could afford to develop these things.
    C) The devices were very small.
    D) The devices were very efficient.
  6. According to John, what is happening to costs and improvements in AI?
    A) Costs are increasing and improvements are slowing down.
    B) Costs are decreasing and improvements are slowing down.
    C) Costs are increasing and improvements are speeding up.
    D) Costs are decreasing and improvements are speeding up.
  7. What does Kate ask John about the future of AI?
    A) What new applications will be invented.
    B) What new devices will be created.
    C) What new fields will be affected.
    D) What new technologies will be developed.
  8. What is one thing that John says about the possibilities for AI?
    A) They are limited.
    B) They are endless.
    C) They are expensive.
    D) They are inefficient.
  9. What is Kate’s reaction to John’s explanation of AI?
    A) She is confused.
    B) She is skeptical.
    C) She is excited.
    D) She is bored.
  10. How does John feel about talking about AI with Kate?
    A) He is annoyed.
    B) He is bored.
    C) He is fascinated.
    D) He is indifferent.

Correct answers:

  1. B
  2. A
  3. C
  4. C
  5. B
  6. D
  7. A
  8. B
  9. C
  10. C

Объективно, что для диалога в 244 слова, десять вопросов много. Право выбрать и подкорректировать вопросы остается за учителем, но мы сохраним предложенный вариант полностью. Вопросы множественного выбора можно дополнить утверждениями правда-ложь. Для этого у алгоритма имеется соответствующая функция, мы попросим составить серию утверждений правда-ложь. Полученный результат:

[!NOTE] Statements:

  1. There have been steady increases in device size and circuit flow in artificial intelligence.
  2. AI has no advantages.
  3. AI can lead to development in other areas like robotics.
  4. Advances in technology like tubes and circuits have made it possible to measure and control physical movements with precision.
  5. AI used to be affordable only for huge corporations.
  6. Costs of AI are coming down along with improvements in size and design.
  7. There are no possibilities left for AI.
  8. AI will continue to invent new applications and change the way we live and work.
  9. John and Kate are discussing the latest developments in renewable energy.
  10. Kate is not interested in learning about artificial intelligence.

True/False:

  1. True
  2. False (There are many advantages to AI.)
  3. True
  4. True
  5. True
  6. True
  7. False (The possibilities are endless.)
  8. True
  9. False (They are discussing the latest developments in artificial intelligence.)
  10. False (Kate is interested in learning about artificial intelligence.)

Следующим упражнением может стать упражнение, на более глубокое освоение лексики. Мы просим алгоритм составить упражнение на соотнесение слов и определений, которые ранее уже встречались в диалоге. Используем для этого ранее выбранные лексические единицы. Результат генерации:

[!NOTE] Definitions:

a. to make something bigger or more in quantity
b. the physical dimensions of an object, such as height, width, and length
c. the amount of money needed to buy or produce something
d. to guide or direct a group of people or an organization
e. consistent and unchanging over time
f. to make something different from what it was before
g. a new product or process that has been created through human ingenuity
h. a path for electricity to flow through, often made up of wires and other components
i. a long, narrow container used for transporting liquids or gases
j. the use of something for a particular purpose or task
k. a benefit or positive aspect of something that gives it an edge over others
l. the act of using or consuming something, especially food or drink
m. to bring something into existence by combining materials or ideas
n. unable to be seen with the naked eye
o. to rely on someone or something for support or assistance
p. to determine the size, amount, or degree of something using specific tools or methods
q. a machine or tool designed for a specific purpose
r. the movement of liquid or gas in a particular direction
s. connected or associated with something else
t. the process of growing or improving over time, often referring to progress in technology or society.

Words:

  1. create
  2. size
  3. device
  4. consumption
  5. steady
  6. cost
  7. measure
  8. advantage
  9. development
  10. depend
  11. lead
  12. application
  13. circuit
  14. invention
  15. increase
  16. invisible
  17. related
  18. flow
  19. tube
  20. change

Correct matches:

  1. m
  2. b
  3. q
  4. l
  5. e
  6. c
  7. p
  8. k
  9. t
  10. o
  11. d
  12. j
  13. h
  14. g
  15. a
  16. n
  17. s
  18. r
  19. i
  20. f

Для закрепления лексики мы попросим алгоритм сгенерировать текст, который используется для упражнения по заполнению пропусков, полученный результат:

[!NOTE] Fill in the gap
invention, measure, depend, change, flow, increase, create, lead, development, invisible, cost, circuit, tube, advantage, size, steady, related

The Future of AI

Artificial Intelligence (AI) is a rapidly growing field, and its future is looking bright. The _ _ _ _ _ (1) in the _ _ _ _ _ (2) and _ _ _ _ _ (3) of computers has led to a _ _ _ _ _ (4) _ _ _ _ _ (5) in the _ _ _ _ _ (6) of AI technology. The _ _ _ _ _ (7) of the _ _ _ _ _ (8) and _ _ _ _ _ (9) has allowed for the creation of devices that can _ _ _ _ _ (10) and _ _ _ _ _ (11) _ _ _ _ _ (12) currents of data.

One _ _ _ _ _ (13) of AI is its ability to consume vast amounts of information and process it quickly. This means that AI can be applied to a wide range of fields, from healthcare to finance to transportation. In healthcare, AI can be used to detect diseases earlier, while in finance it can be used to predict market trends. In transportation, AI can be used to _ _ _ _ _ (14) self-driving cars that will make travel safer and more efficient.

However, with every _ _ _ _ _ (15) comes new challenges. As AI continues to develop, we must consider the _ _ _ _ _ (16) costs and ethical concerns. It is important to ensure that AI is being developed in a way that benefits society as a whole, rather than just a select few. We must also consider the impact that AI will have on the job market. While some jobs may become obsolete, new jobs will be created to support the _ _ _ _ _ (17) and maintenance of AI technology.

Despite these challenges, the future of AI looks promising. The _ _ _ _ _ (18)
_ _ _ _ _ (19) of AI technology will _ _ _ _ _ (20) to even greater advancements in the years to come. As we continue to _ _ _ _ _ (21) on technology in our daily lives, AI will play an increasingly important role in shaping our future.

Correct answers:

  1. increase
  2. size
  3. cost
  4. steady
  5. lead
  6. development
  7. invention
  8. circuit
  9. tube
  10. measure
  11. flow
  12. invisible
  13. advantage
  14. create
  15. change
  16. related
  17. development
  18. steady
  19. development
  20. lead
  21. depend

Последним упражнением серии попросим алгоритм придумать темы для дискуссии, которые будут использованы учащимися в продуктивной речи для создания собственных диалогических или монологических высказываний. Результат:

[!NOTE] Discussion topics

  1. What do you think the future of AI will look like in 10 years?
  2. How do you see AI impacting our daily lives in the near future?
  3. Do you believe that AI will eventually surpass human intelligence? Why or why not?
  4. In what ways can AI be used to improve society and solve global issues?
  5. Are there any ethical concerns surrounding the development and use of AI?
  6. How do you think AI will affect job markets and employment opportunities?
  7. Can AI ever truly replicate human emotions and empathy?
  8. What advancements in AI technology are you most excited about?
  9. Should there be regulations on the development and use of AI? Why or why not?
  10. How do you think AI will change the way we interact with each other and the world around us?

Заключение

Сложно не согласится, что нейронные сети, наподобие ChatGPT создают богатые возможности для образования. На наш взгляд наибольший потенциал лежит в плоскости автоматической проверки письменных работ, эссе и письма. Помощи учителям в подготовке оригинальных и интересных занятий, создании текстов, квизов, открытых и закрытых вопросов на основе существующего текста. Все это предоставляет время учителю для взаимодействия с учащимися, культивации среды общих интересов. Открывает учащемуся возможность улучшения коммуникационных навыков и развития умения письменной речи, взаимодействие с алгоритмом происходит через текст, алгоритм может принять на себя роль партнера по коммуникации. Однако в то же время существует ряд рисков о которых следует помнить.

Наиболее существенные риски выражены в актуальности сгенерированного материала и чем больше взаимодействия у алгоритма с людьми, тем сложнее удостоверится с актуальности предоставляемой информации. Также следует понимать, что алгоритм на данный момент не может генерировать технически сложный текст. ChatGPT при всей скорости генерации текстов не может похвастаться творческим подходом к созданию, впервую очередь потому что не может мыслить критически, как это делают люди. Существует риск манипуляции выдачи текста, алгоритм работает с учетом заложенной в него логики, можно сделать, что в современных обстоятельствах алгоритму не стоить доверять в полной мере. Возможно возникновения дискурс о замене учителей, что станет следствием обесценивания профессии обесчеловечивании профессии, что по сути противоречит фундаментальной миссии образования: всесторонне развивать личность, готовить каждого человека к успешной жизни и деятельности в обществе^2. Ну и в заключении усилит технологический детерминизм.


BIO

Keywords:

Related:

Reference:

1. OpenAI, 2023, p. 4 (pdf)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *