Аутсорсинг функции мышления

Недавно попробовал ChatGPT1 и мое мнение от категоричного непринятия сменилось оптимистичным ожиданием. Не могу сказать, что все еще готов отдать на аутсорс функцию мышления, однако чат бросает серьезный вызов поисковым сервисам.

Сейчас гугл, яндекс получая запрос от пользователя, возвращают его как серию ссылок, никакой осмысленности. Вопрос –> ссылка для поиска самостоятельного ответа. Это хорошо, это я бы сказал прекрасно. Однако это потребляет ресурс на проверку и верификацию источников, отсев ненужных, невалидных и так далее. Чат решает эту проблему.

Предположим, нам известны работы Льва Выготского^2 и Петра Гальперина^3 оба выдающихся дидакта и педагога работали над улучшением способов научения. Каждый так или иначе развивал деятельностный подход4, однако у каждого были нюансы и интересные элементы в системе. Вопрос, который меня мучает последнее время: Как применять их подходы в обучении наиболее эффективно? Об этом собственно все мои воркшопы, открытые занятия и курсы. Деятельность – это когда мало меня и больше ученика. На мой взгляд хорошее соотношение следующее: на десять слов, семь принадлежат ученика. Если пропорция иная, то что-то нарушено5. Спросил чатик про то что он думает про деятельностный подход, как соединить работы Выготского и Гальперина без каких либо ожиданий, но результат приятно удивил:

Как связать работы Выготского и Гальперина?

Лев Выготский и Петр Гальперин были влиятельными советскими психологами, которые подчеркивали роль социальных взаимодействий в обучении и развитии. Хотя их теории отличаются друг от друга, между их идеями есть некоторые сходства и связи. Один из способов связать их работы — сосредоточиться на понятии «подпорки». Выготский использовал этот термин для описания процесса, в котором более знающий другой (например, учитель) оказывает поддержку ученику, постепенно прекращая ее по мере того, как ученик овладевает новым навыком или понятием. 

Аналогичным образом, теория Гальперина «обучение на практике» подчеркивает важность активного вовлечения в процесс обучения, при этом учащийся постепенно берет на себя все большую ответственность за собственное обучение.

И Выготский, и Гальперин также подчеркивали роль языка в обучении и развитии. Выготский считал, что язык является важнейшим инструментом когнитивного развития, и что дети учатся через взаимодействие с другими людьми, используя язык. Гальперин также подчеркивал важность вербализации и рефлексии в процессе обучения, предлагая поощрять учащихся объяснять свои мыслительные процессы вслух. В целом, хотя Выготский и Гальперин придерживались разных подходов и теорий, между их идеями о «подмостках», обучении через деятельность и важности языка в обучении и развитии существует связь.

Человек и машина все теснее начинают взаимодействовать. В ближайшем будущем, знаний, экспертности или опыта будет недостаточно. Недостаточно и того насколько хорошо удается переработать и усвоить информацию. На первый план выходит умение взаимодействовать с “умными” машинами. От того насколько быстро и тщательно получится это сделать – зависит успешность отдельного взятого человека.


BIO

Reference:

1. В России пока недоступен оригинал, но есть вполне себе адекватная замена: https://collabgpt.vercel.app/
4. [[Action oriented approach]]
5. Это мой эмпирический опыт, пока сложно убедительно утверждать.