Человек — агент изменений

Сколько не думай что действуешь, на самом деле находишься в состоянии поведения1. Поведение становится деятельностью в момент появления осмысленных действий и понимания происходящего на достаточном уровне, чтобы объяснить их при необходимости.

Действие всегда направлено на изменение среды, поведение – это действие в существующей среде, одно это уже достаточно чтобы долго рассуждать о психологии изменений, архитектуре принятия решений2 3, но эта заметка не об этом, а об отношении агенте изменений и среды. Агентом может быть отдельный человек или сущность, например организация, общественный институт. Действия изменяющие среду – не имеют негативной или позитивной валентности. Действие использует процессы и методы эксплуатирующие существующий потенциал среды, а также дисциплину агента изменений, если это человек4 5. Единственное требование к агентам изменений – ответственность за действия.

Однако одного агента, дисциплины и потребности в изменениях недостаточно. По мнению Деминга необходим еще один элемент в этом коктейле: глубокие знания среды и это становиться возможным через призму четырех элементов знания:

  • Знание теории, мат части, если угодно.
  • Знание пространства вариации, проблемного пространства7.
  • Понимание психологии изменений, то о чем мы сегодня говорить не будем.
  • Понимание среды.
    Все это не более чем старая добрая эпистемология, которая непременно ведет к пониманию, но до определенного уровня.

Для получения знаний о среде существует путь легче, через парочку занудных вопросов:

  • Чтобы что?
  • А это например как?
  • Почему?
  • А что еще?
  • А как еще?
  • А чем докажешь?
  • и т.д.

Все они имеют под собой одну единственную цель – познать среду. А познание нам нужно, чтобы действовать разумно, осознанно, критично и достаточно быстро6.


BIO

Reference:

1. [[Поведение и деятельность]]
2. Надеюсь не забуду добавить одну весьма интересную заметочку.
3. [[Designing decisions as in games. Manufacture the experience]]
4. [[Дисциплина это свобода]]
5. В случае с организацией – в роли дисциплины могут выступать бизнес процессы.
6. [[Вторичные качества действия]]
7. [[Проблемное пространство]]