В Антихрупкости, Талеб размышлял, что измерить ее невозможно, в связи с высокой зависимостью АХ состояния от случайности и неопределенности. Просчитать риск и вероятность редких шоковых явлений, вопрос квантовых исчислений, и даже получив в распоряжение соответствующие вычислительные мощности, сложно с определенной точностью выявить момент приземление черного лебедя на голову. Не имеет значение насколько крутой и умудренный жизнью человек и продвинутая технология спарились в творческом экстазе. Если коротко, то наш мозг крайне плохо работает с неизвестными. Для него неизвестное = не существует.
Попробуем взглянуть на феномен немного с другой стороны, поиска информации, существование которой мы знаем, но не осознаем, так называемой эмерджентности 1 2. Вдумчивый поиск информации – это не искать что-то, а навык которому стоило бы учить еще в школе3. Это системный анализ ситуации и явлений. На втором занятии по логическим инструментам у Макса появилась интересная конструкция. Если …, то …, потому что …. Вот последнее потому что … – это как раз и есть алгоритм поиска и обнаружения.
Однако есть нюанс, поиск обязан помочь найти не только полезную информацию или что-то конкретное, связанной с темой. Но, что более важно, навести на мысль, что на самом деле стоило бы искать. Так называемую исходную посылку или корневую проблему, в терминологии Голдратта4. Это разделяет поиск информации и алгоритм обнаружения пропастью. Стратегии поиска направлены исключительно на поиск известных вещей или информации, то что известно. Алгоритм обнаружения – это поиск вещей, о которых мы должны узнать. Именно этот третий элемент в конструкции если …, то …, потому что …., открывает поле исследований, новую перспективу, отличную от текущего взгляда на вещь.
Непонимание этого принципа, сводит любую логическую цепь в рекурсию, когда одно утверждение замыкается в круг.
Например:
Если я буду работать в найме, то будет стабильный отпуск, потому что трудовой договор предполагает оплачиваемый отпуск.
Вроде звучит складно, но человек натренированный в построении логических цепочек моментально видит цикличную логику. В этой конструкции отсутствует тот самый элемент эмерджентности 2. Чтобы принять эту парадигму во всей красе, имеет смысл взглянуть на категории знания и незнания.
Идентифицированное знание. Это уже переваренная кем-то информация, которая выражена множество раз. Подтверждена людьми. Трудовой договор предполагает оплачиваемый отпуск. Ее еще можно назвать “капитан очевидность”, она легко гуглится или узнается у коллеги.
Идентифицированное незнание или известные неизвестные. В нашей логической конструкции – это категория потому что …. Но и с этой категорией необходимо работать умеючи. В потому что … скрывается потенциальная “серебряная пуля” 5. Не следует при поиске пули хвататься за первое предложенной мозгом, он вводит нас в заблуждение.
Неизвестные знания. Явления и события, о которых узнали, пока еще информация. Конекстуализированная, но не проверенная. Именно поэтому оно не может являться знанием. Путь от данных, до мудрости не близкий6.
Неопознанное незнание, самая опасная категория! Это то чего мы не знаем, что не знаем и скорее всего узнаем когда будет поздно. Тот самый черный лебедь в терминологии Талеба. Неопознанное знание имеет наибольшее значение в любом горизонте планирования и инноваций7
Иллюзия того что если мы об этом не знаем, значит этого не существует, ведет к рационализаторству, высказывания из категории “капитан очевидность”. Ощущению логичность и восприятию себя как рационально мыслящего человека, который верит, что причины и следствия находятся в понятных рамках и категориях, а также доступны для поиска. Именно это убеждение делает из человека хрупкодела8. Хрупкодел обычно вовлечен в разработку методологий и действует с минимальной пользой и возможно серьезными и еще невидимыми последствиями.
BIO
Related:
Reference:
1. Терпеть не могу это слово, но другого определения нет. Впервые услышал у Левенчука. Потом его использовал Дэвид Дойч, значит пока так и будет, пока.
2. [[Поговорим немного об эмерджентности]]
3. Это отдельная тема обсуждения, поэтому как-нибудь напишу заметочку про форму научного исследования для школьников.
4. Мало кто это заметил, однако это исключительно ценный навык умения работы с причинно-следственными связями.
5. Решение которого приносит win-win результат и разрывает противоречие с наибольшей выгодой.
6. Чем я управляю, когда управляю знаниями, крайне любопытная тема на форуме. Рекомендую прочесть не спеша и вдумчиво.
7. [[Цель систем управления знаниями и заметковедения]], тут не совсем про инновации, однако горизонты описаны вполне себе просто и доступно. Последняя категория знания – это дизруптивный (разрушающий) горизонт
8. [[Antifragile Things that gain form disorder]] термин Талеба fragilista.