Цель систем управления знаниями и заметковедения

После встречи в сообществе DataLearn^6, остался не закрытым один вопрос. Какая цель у систем управления знаниями? Зачем в целом так сильно заморачиваться. В какой момент возникает потребность на системном уровне записывать заметочки. С одной стороны это не рационально, а с другой контрпродуктивное. Потратить час в день1 на записи, чтобы что? Ответ пришел из неожиданного места. Случайно ткнул на кнопку “удиви меня”, в обсидиане и выскочила удивительная запись7, идею из которой и разверну, но начну с небольшой истории.

В начале прошлого столетия, в Америке появилась великолепная, инновационная компания, Панам8 или Панамские авиалинии. Основатель компании Хуан Трипп2, являлся опытным авиатором. Именно он проложил воздушный маршрут через атлантику3, убедил Боинг построить первый лайнер на 700+ человек и превратил перелеты в международный бизнес. Однако вопрос заключается в том, где он сейчас? Где его компания? Осталась ли она на рынке? Нет. Таких история множество, Нокиа, Кодак, Швейцарские авиалинии, покопаться в памяти и найдем еще пару десятков. Ретроспективно взглянув на историю падения гигантов можно увидеть, что их проблемы лежали в инновационном горизонте, проще говоря не увидели.

Если рассуждать категориями экономической теории, то существует множество типов и подтипов инноваций, однако в нашем случае имеет смысл размышлять исключительно о горизонте. Компания Панам великолепно справилась с поиском нового рынка, расширения бизнеса и “причинения пользы” большей аудитории. Это так называемый исследовательский горизонт. В погоне за технологией и поиске новых способов доставки людей и грузов, ускользнул из виду процессный горизонт, который увидела компания Американские авиалинии.

Им стало ясно что угнаться за Трипп в технологическом плане невозможно10, даже при условии, что Боинг поставляет и тем и другим одинаковые самолеты, кому-то немного раньше. Панам силой инженерной мысли уходит вперед быстрее. Американские авиалинии вместо технологии решили поломать стереотип и изменить процесс продажи билетов. Они отошли от технологии и углубились в процессы4. Это самый низкий уровень инновации, на котором настраиваются процессы. В редких случаях это приносит фантастический результат. Успех американских авиалиний, скорее исключение из правил. Изменение в процессах привело к разрушению рынка путешествий и транспортировки грузов. Самый важный разрушающий инновационный горизонт за который провалились и не вернулись Нокиа, Кодак и куда проваливается Майкрософт (как мне кажется).

На этом уровне горизонта планирования мы системно ищем способы сломать статус-кво, поломать собственные модели и расшириться до нового уровня. Создание нового рынка – требует адаптации и перестройки. Целенаправленного и контролируемого разрушения, часто это страшно делать. При системном ведении заметок с человеком происходит то же самое, что и с компаниями на разных уровнях инновационного горизонта.

Процессный горизонт – постоянные улучшения системы. Создание папочек, структур, перекладывание заметочек из одной кучки в другую. Привнесение визуальных улучшений, обвешивание плагинами и сервисами. Мало что ценного выйдет из этого, кроме излишней усталости от обслуживания системы.

Исследовательский горизонт – заметочки этого уровня исследуют новые области. Соединяют новое знание со старым и дополняют представления о том что как функционирует в конкретной предметной области или в новой сфере. В моей системе полно такого материала. Заметки по педагогике, мышлению, рациональности, принципам заметковедения, идеи по написанию книги и еще много чего, что забыто и вспоминается случайным образом.

Разрушающий горизонт – самый веселый, но не каждый сюда дойдет. Страшно рушить собственные убеждения, а часто и не нужно, но всегда познавательно. На этом уровне идет серьезнейшая работа над убеждениями, разрушаются старые стереотипы. Делается для создания возможности заглянуть на новый уровень. Компетенции разрушения убеждений не просто развить, однако они необходимы для эффективной работы рационального типа, по Дорофееву5, а еще это одна из благодетелей рационального человека9.

Каждый горизонт имеет определенную цель, система заметковедения не исключение:

  • Процессный – украшательства системы.
  • Исследовательский – изучение новых областей.
  • Разрушающий – ломать стереотипы мышления.

BIO

Keywords:

Related:

Reference:

1. У меня это значительно больше.
2. Хуан Терри Трипп, страница википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трипп,ХуанТерри
3. Как он это делал, другая история. Может рассказать в следующий раз.
4. Разработали градацию цен в зависимости от дня недели, месяца и года. До этого была фиксированная цена на перелет.
5. [[Путь Джедая]]
7. [[The goal of any KM system should lies in innovation horizon]]
8. Историческая справка о компании, станица википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pan_American_World_Airways
9. [[Двенадцать благодетелей рациональности]]
10. Есть другая похожая история, всем нам знакомая. Проект звездные войны. США и СССР бились за космос, в итоге СССР вышла вперед, но США обошли нас в горизонте планирования, когда мы думали как запустить вокруг орбиты луны людей, они решали проблему как посадить людей на луну.